Если гость Львова двинется улицами "Степана Бандеры" и "Шухевича" мимо памятника Ивану Франко и рядом с памятником Грушевскому войдет в кинотеатр "Днипро", он сможет увидеть фильм о том, как любят и дерутся в борделях Нью-Йорка, Парижа и Гонк-Конга. Закадровый украинский сурдопереводчик будет патриотично замолкать во время совсем уж откровенных "ойканий" и, таким образом, промолчит почти весь сеанс.
...Если гость Львова включит вечером "Львивське телебачення", он попадет на тот же самый кинофильм, но также на передачу о страданиях украинского народа под жестоким московским режимом. Передача будет прерываться русскоязычной рекламой американских сигарет. После чего "львивське телебачення" вообще замолкнет, а на его канале появится немецкое, которое и будет вещать (уже безо всяких сурдопереводчиков) всю ночь.
...Если ты, посетитель Львова, заглянешь в Молодежный театр имени Леся Курбаса, ты увидишь, что ничего не увидишь, кроме пустоты и извещения о том, что деятели украинской Мельпомены объявили голодную забастовку "на знак" того, что им перестали платить зарплату
...Если... Но довольно. Читатель "ПРАВДЫ.Ру" уже понял, что автор этих строк имеет в виду. Совершенно верно: речь о трагикомической ситуации, возникшей на культурно-политическом пространстве Галичины после развала СССР. И создали эту ситуацию сами галицкие патриоты, а, попросту говоря, безответственные дилетанты с романической путаницей в голове, где украинская соборность, ЗУНР, золото гетмана Полуботка, "московська навала", сечевые стрельцы, вашингтонская хартия Джорджа Вашингтона переплелись в какой-то сюрреалистический образ страны, где все говорят украинскими стихами, а восхищенная Европа вкладывает за это в Украину всевозможные инвестиции и рукоплещет ей своими цивилизованными "долонями".
Простой галичанин прост. Он в поте чела добывает свой хлеб, обустраивает семейный очаг для себя и своих близких и не особенно склонен созерцать небеса в поисках божественно-галицких смыслов своей жизни.
Но простой галичанин слаб. Ему лестно почувствовать себя большим, чем он есть на самом деле. Только что он ощущал себя хозяином бани и огорода, как вдруг его объявляют наследником великой цивилизации, потомком каких-нибудь кшатриев, некогда поражавших мир благородством и мужеством, но затем подпавших под власть северного гнилозубого варвара и влачащих с тех пор жалкое существование. Доказательств, разумется, предостаточно. Извлекаются на свет клинописные письмена, берестяные грамоты, краледворские рукописи, копии копий с писем запорожцев турецкому султану - и очередная героическая конструкция готова. Помните, у Гоголя:
"Сперва ученый подъезжает /.../ необыкновенным подлецом, начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? Не из того ли угла получила имя такая-то страна? Или: не принадлежит ли этот документ к другому, позднейшему времени? Или: не нужно ли под этим народом подразумевать вот какой народ? Цитирует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намек или просто показалось ему намеком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, задает им вопросы и сам даже отвечает на них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно - и рассуждение заключено словами: "так вот как это было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки зрения нужно смотреть на предмет!" Потом во всеуслышанье с кафедры, - и новооткрытая истина пошла гулять по свету, набирая себе последователей и поклонников."
С гоголевских времен подобных "ученых подлецов" не убавилось. Напротив, с распадом СССР их число увеличилось бессчетно. Всяк стал сегодня геополитиком, этнологом и даже этнопсихологом. Духовные наставники освободившихся неизвестно от чего народов толкуют сегодня на двунадесяти языках, что родина слонов - Украина (Россия, Грузия, Чукотка, Мари-ЭЛ), а родина первого разбойника и вора - это рядом, у национального соседа, что "и у нас, мол, дважды два четыре, да выходит оно как-то бойчее" и вообще, рано или поздно, а Константинополь должен быть наш.
Галицкий народ слушал все это, исполнялся гордости - и двинулся за новыми духовными кормчими. Львов зазвенел украинскими мелодиями, расцветился желто-голубыми флагами, хоругвями, транспарантами, по улицам замаршировали колонны мускулистых хлопцев, распевавших песни повстанческих времен. О, это была светлая минута в жизни простого галичанина! Он отдавал свое сердце (и средства) за национальную "просвиту", искусство, народную прессу - с искренней уверенностью, что его идейные вожди осведомлены и в современной политике, и в государственном строительстве, и в экономике, и они, подобно горьковскому Данко, выведут Галичину к цивилизованному украинскому раю.
Но дальше - не хочется и вспоминать. Господь с нею, с экономикой, но и массовая культура, перестав быть советской, не стала украинской! Она превратилась в космополитическое "нечто", сурдоперевод с американской, причем не лучшего сорта. Выяснилось, что вожди, которых галицкая общественность выдвинула наверх, в эшелоны власти, только и умели, что воспевать величие творческого украинского гения, а когда гений запросил есть, стали чесать в затылках и говорить: "Смотри-ка. Мы как-то о таких прозаических вещах не подумали."
Интересное признание. "Они" не подумали, что издание книжки, постановка фильма или спектакля, организация концерта, телепередача - сложнейший производственный процесс, требующий десятков специалистов, больших денег и напряженной квалифицированной работы. Они растринькали советские культурообразующие мощности, а собственных не создали - и предоставили украинского гения самому себе. Свято место пусто не бывает: площади львовского культпросвета мгновенно заняли деловые люди и заполнили их киосками с иноземной (в основном русской) литературой, барами, игровыми автоматами, "Мак-Дональдсами" и тому подобное. А национальный гений, которого соблазнили петь украинские, вместо советских песен, остался с носом. Знаете, сколько в среднем зарабатывает львовский актер, филармонический музыкант, библиотечный или музейный работник, учитель? 20-30 долларов в месяц! Перефразируя Наполеона, тот, кто не желает кормить собственную интеллигенцию, вынужден будет кормить на своей территории чужую.
И произошло то, что произошло. Под возгласы о возрождении и духовности моим землякам вот уже пятый год вталкивают в душу что-то чужеродное, второразрядное и плохо усваиваемое. Сегодняшний галичанин начал напоминать лемка из новеллы Короленко "Без языка", который, оказавшись в Канаде, свой язык забыл, чужому не научился, и так и промолчал оставшуюся жизнь.
Впрочем, в последнее время украинские духовные вожди тоже куда-то исчезли. Задурили рядовому галичанину голову сказками о великом будущем - и пропали.
Остались лишь те, кого автор этих строк назвал бы "ряжеными". Они готовы вопиять о страданиях украинского народа, но только если за это хорошо заплатят. Они были советскими письменниками, коммунистами, прогрессистами, сегодня стали украинистами, но никогда, обрати внимание, читатель, не опускались ниже того уровня, за которым предполагается потеря элитной квартиры, престижной автомашины и лауреатской синекуры. Когда начались "кучмагейтовские" битвы на Крещатике, где сии оказались? Совершенно верно, не среди романтических бойцов Андрея Шкиля, а за фешенебельными фасадами улицы Банковой, чтобы продолжать толковать украинцам об их страданиях - но на безопасном расстоянии. Скажи такому, что он недостойный человек, он закричит "украинцев обижают!" Не будем уточнять персоналии. Украинский читатель прекрасно знает, о ком идет речь. О таких говорят "упал вверх".
Короче говоря, галицкого Возрождения пока не получилось. Место Ивана Франко, Михаила Павлика, Марьяна Шашкевича, Михаила Коцюбинского, Василя Стефаника, других будителей галицкого самосознания заняли прекраснодушные мечтатели типа пана Косива или политические пройдохи типа пана Базива. Первые вызывают по крайней мере уважение, вторые вообще ничего не вызывают, кроме оторопи. Это же надо: объединить патриотическую риторику с торговлею бычками на деньги, внесенные читателями в фонд "народной" газеты "За вольную Украину"!
Позапрошлым летом автору довелось провести две недели на заоблачном карпатском хуторе. На вопросы, к какому национальному корню принадлежат местные жители, они уклончиво отвечали "э-е, мы народ горский" и решительно отказывались от дальнейшего обсуждения темы. А потому, что их на протяжении двух столетий бесцеремонно рекрутировали в свою веру то венгерские, то словацкие, то советские патриоты, причем каждый начинал с требований хлеба, сала, самогонки и любви хозяйской дочки. Что-либо подобное может произойти в конце концов и с нашими новейшими патриотами: "Отвяжись от меня, друже. Я простой человек. Скажи, сколько тебе надобно, и оставь меня в покое".
Валерий СЕРДЮЧЕНКО
Адьюнкт-профессор русской литературы Львовского национального университета имени Ивана Франко,
г.Львов, Украина
Специально для ПРАВДЫ.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.