На днях украинская редакция радио «Свободы» передала интервью с конгрессменом США Бобом Шеффером. Конгрессмен-республиканец, член Палаты представителей от штата Колорадо является сопредседателем комитета по вопросам Украины в Конгрессе США. Боб Шеффер также один из главных претендентов на пост посла Соединенных Штатов Америки на Украине. Потому его точка зрения на отношения Украины и США весьма важна. Особенно сейчас, когда украинские власти главный вектор международных отношений проецируют в сторону Москвы.
- Ваши общие выводы, господин Шеффер, в связи с состоявшимися выборами в Украине?
- Считаю, что выборы привели к так называемой децентрализации украинской политической мысли в Верховной Раде. Без сомнения, украинский народ таким образом высказал свое пожелание депутатам – будущим членам парламента, чтобы они сконцентрировались на самых важных проблемах для государства, - вместо того, чтобы заниматься широким спектром партий и их интересами. Чрезвычайно важным моментом, по международным стандартам, в этих выборах было то, что большое число депутатов, которые были в прошлом парламенте, оставили эти места и заменены другими. Это важно, и это очень позитивный момент.
- Каково отношение наблюдателей в Америке к тому, что в украинском парламенте, вероятнее всего, будет создано пропрезидентское большинство?
- Реальность такова, что Конгресс и США в целом готовы сотрудничать с любой коалицией, которая сформирует большинство в Верховной Раде.
- Что будет значить - "сотрудничество"? Будет ли продолжаться система грантов, поддержка демократических институций в Украине?
- Со всем уважением к грантам хочу отметить, что в Украине есть пакет национальных вопросов, которые зависят больше от отношения к ним Конгресса США и его ассигнований, чем определяются отдельными политическими игроками и партиями. США и Конгресс, в частности, сейчас находятся на этапе принятия очень сложных решений относительно ассигнований вообще.
События 11 сентября несколько изменили наши финансовые приоритеты и, как результат, произойдут определенные изменения в нашей финансовой поддержке других государств.
То есть, расходы на это уменьшатся. Но неправильно будет это интерпретировать, как определенную реакцию на результат парламентских выборов в Украине.
- В течение предвыборной кампании разыгрывалась так называемая антиамериканская карта. Как отнеслись к ней в Америке, какая была реакция?
- Эта ситуация не уникальна только для Украины. Если Вы посмотрите на политические события в некоторых других странах, там существуют определенные националистические партии, которые имеют антиамериканские настроения. Это очень слабая и поверхностная стратегия, от которой большинство стран, как правило, отказываются. И я думаю, так произошло на Украине. Те, кто разворачивали такую тактику, или не прошли четырехпроцентный барьер в Верховную Раду, или были вообще отброшены избирателями.
- Последнее время внешняя политика Украины напоминает мяч на футбольном поле, и возникает вопрос, где же, собственно, национальные интересы Украины? Как будет развиваться, по Вашему мнению, внешняя политика Украины при этом парламенте, куда она реально будет направлена? Или опять будет двухвекторность?
- Считаю ошибкой рассматривать Украину как мяч в футбольной игре. С одной стороны, украинцам, которые так считают, льстит то, что много стран видят серьезное политическое влияние государства. Относительно позиции Америки, мы не рассматриваем Россию как конкурента в отношениях с Украиной. Россия становится все более и более близким союзником Соединенных Штатов, и в этом я отдаю должное лидерству Буша и Путина. Интеграция в европейские структуры, конечно, важна для Украины, ведь это будет сопровождаться демократическими реформами. Но ни в коей мере мы не принимаем участия в каком-то спортивном соревновании с Россией касательно Украины.
- Внешнеполитический ведомство ожидает сигнала от ЕС. Как вы думаете, ЕС уступит или будет ждать изменений в Украине?
- Процесс интеграции в Европу - "улица с двусторонним движением".
Думаю, Украинадолжна быть более настойчивой в требованиях получить четкое определение Евросоюза по отношению к ней. Думаю, и Евросоюз, в свою очередь, должен быть более четким в своих требованиях относительно изменений в Украине, времени их выполнения и результатов.
- На какие силы в парламенте возлагаются надежды относительно дальнейшего демократического развития Украины?
- Те, у кого есть мнение, что дипломатия строится на отношениях отдельных личностей, разрушают саму концепцию демократии. Дипломатия между демократиями – это исключительно функция народа страны. Возможно, это обобщенная ответ, но это правда. Украина никогда не интегрируется в Европу, пока сам народ не осознает, что это важная цель для государства. Может, это не дискуссионный вопрос для нас. Но процесс интеграции в Европу ведет за собой очень значительные рыночные изменения, частную собственность. Интеграция в Европу обязывает всю страну к введению нового экономического стиля жизни, очень отличного от того, в котором Украина живет сейчас. И если украинцы не готовы внедрить частную собственность, не готовы настаивать на том, чтобы иметь честное, прозрачно действующее правительство, рисковать в экономической деятельности (что ассоциируется со свободным рынком в капиталистическом обществе), если украинцы не хотят принимать участие во всех этих процессах, тогда руководители государства бессильны "тащить" Украину в Евросоюз.
- С этими проблемами как-то на втором плане оказываются обвинения в адрес Президента Украины, подача сведений Большому Жюри со стороны Мельниченко. Почему эти вопросы отодвигаются?
- В целом, это чрезвычайно серьезные проблемы. И хочу Вас уверить, что они не проходят мимо внимания конгрессменов, которые изучают вопросы, связанные с Украиной. Но также справедливо (и я прошу прощения за определенную критику), что украинские средства массовой информации часто оперируют не фактами, а сплетнями.
Я читал несколько заголовков в украинской прессе, которые построены на догадках, а не на реальных фактах. Например, суть показаний господина Мельниченко Большому Жури. То, что описано в украинской прессе, было только приближением к тому, которое реально произошло в суде.
Было несколько явных преувеличений в сотрудничестве господина Мельниченко с ЦРУ, этого на самом деле не было. Много из этих событий, поданных в украинской прессе и связанных с Мельниченко, я исследовал сам при помощи наших собственных федеральных агентств. Поэтому могу сказать, что информация в украинских газетах приближенная, она не отвечает полностью фактам, которые имели место.
И это огорчает, потому что напечатанная информация действительно может содержать событие, которое произошло. То, что она подана под заголовком, который преувеличивает новость, дискредитирует весь материал. В украинской прессе было подано: Мельниченко заявил прессе, что во время показаний Большому Жюри он передал информацию ЦРУ о нелегальной торговле оружием...
Но на самом деле представителей ЦРУ там даже и не было. Мельниченко был в Большом Жюри не по поводу пленок, на которых идет речь о нелегальной торговле оружием, а по делу Лазаренко. Мой вывод – это интересная тема, действительно важный вопрос, который волнует многих людей...
- Но остается ли он определяющим в отношениях США и Украины?
- Нет, это не определяющий вопрос на данный момент. Могу сказать, когда речь идет о системе оружия у Ирака, то мы очень тщательно следим за любыми сплетнями, репортажами или доказательствами, которые касаются того, что нелегальное оружие попало в Ирак.
- В данному случае вопрос не об оружии, а об обвинении Президента Украины. Является ли это определяющим моментом в двухсторонних отношениях?
- Это только часть общей картины Украины. Важна часть. Но есть десятки других вопросов в отношениях – некоторые позитивные, некоторые негативные. В конечном счете, американцы убеждены в том, что украинский народ – это больше, чем украинские политики».
Александр Горобец
ПРАВДА.Ру
Киев
Украина
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.