Якудза сдает позиции

Мифическая японская мафия - якудза - переживает сегодня тяжелые времена: проблемы с поиском новых членов клана, проблемы со сбором долгов и, кроме того, с каждым разом становится все больше тех, кто хочет выйти из "семьи". Впервые двоим журналистам удалось поговорить сразу с несколькими людьми, некогда преступавшими закон. Задача не из простых: чтобы вернуться в общество бывшим якудза приходится скрывать свои отличительные знаки: пересаживать кожу на месте татуировок и делать протезы на отрубленные пальцы рук, пишет "El Mundo".

  Иссеи Мизута не может в это поверить. За полвека своей трудовой деятельности старый босс-якудза группировки Мизута-гуми никогда не видел ничего подобного: "С каждым днем у нас все больше проблем с поиском новых членов клана да и работать становится все сложнее. Собирать дань стало очень непросто: теперь наши должники звонят в полицию. Но самое поразительное то, что мне запрещают войти в кафе напротив".

  Сидя в своем офисе, расположенном в токийском районе Шибуйя, Мизута перечисляет все свалившиеся на него неприятности: торговать оружием стало практически невозможно - "мы держим лишь необходимый минимум на случай войны между кланами", 20 человек из группировки находятся за решеткой и среди них его помощники, Мизута пришлось выгнать из "семьи" 13 членов старше 60 лет, потому как, по мнению остальной банды, они стали слишком эгоистичными…. И хотя четверо его телохранителей могут еще показать зубы, делают они это не с такой яростью как прежде.

  Впервые за пять столетий своего существования преступные группировки Японии переживают настоящий кризис. Вплоть до 1992 года они находили на полулегальном положении и пользовались уважением в обществе, однако, после принятия в этом году закона о запрете деятельности мафии, якудза оказались по ту сторону закона. Еще в пятидесятых годах японские робин гуды превратились в гангстеров. До второй мировой войны якудза становились бакуто (профессиональные игроки в азартные игры) и текийя (уличные торговцы), профессия считалась легальной, но существовали определенные территориальные проблемы, которые необходимо было решать.

  И этим уже занялась мафия. Вся вновь созданная вселенная стала подчиняться кодексу чести "отокоги" ("дух человека"): защита слабого, запрет на применение силы против мирных жителей или, иными словами, невмешательство в дела общества. Якудза занимались сферой развлечений, контролировали преступную деятельность бандитов-индивидуалов и собирали в группировки "черных овец" общества. Скажем так, якудза были преступниками, но с большим сердцем.

  Карт-бланш

  После второй мировой войны текийя и бакуто объединились и расширили свое поле деятельности: покровительство, проституция, торговля оружием и черный рынок. Кроме того, они стали заниматься решением гражданских споров (получение наследства, возвращение долгов…). Используя карт-бланш на свое существование и финансовое влияние якудза проникли в мир политики и экономики (строительство и недвижимость) и заняли там прочное положение. Преступные группировки управляли настоящей экономикой, созданной на основе шантажа и насилия, и в то же самое время паразитировали в предпринимательском мире.

  1990 год стал переломным моментом для истории японских якудза: после того как в стране лопнул экономический пузырь, разразились многочисленные скандалы и грянул финансовый кризис, японцы узнали, что все это время они выкармливали настоящую мафию из 24 кланов, в которых числилось 100000 человек. К тому времени якудза уже забыли кодекс "отокоги", и в их мире повсеместно правили кокаин и оружие. И тогда, в 1992 году, было принято решение поставить деятельность якудза под контроль, а после принятия закона все кланы стали считаться настоящими преступными группировками.

  Общественное сознание изменилось, нарушились связи с полицией. "Прежде, когда во время спора один якудза убивал другого, он шел и сдавался полиции. Теперь этого уже никто не делает. Изменился сам смысл убийства", - с сожалением говорит Сакаи - издатель журнала "Jitsuwa Jidai" ("Эпоха настоящей истории"), посвященной якудза.

  Журнал, посвященный миру мафии, превозносит "истинные ценности", и в то же самое время позволяет главарям кланов связываться со своими подчиненными, находящимися за решеткой. "Принятый "антимафиозный" закон стал настоящей пороховой бочкой. Вместо того, чтобы задерживать якудза, им запрещается заниматься их традиционной деятельностью - проституцией и азартными играми, что толкает их, к примеру, на торговлю наркотиками. Не говоря уже о том, что, заставив кланы перейти на нелегальное положение, закон тем самым способствовал появлению в Японии группировок из других стран и распространению невиданной прежде звериной жестокости", - поясняет главный редактор "мафиозного" журнала.

  Кроме того, в качестве дополнения к упомянутому закону министерство юстиции Японии начало проводить программу по реабилитации бывших якудза. Начиная с 1995 года, тем находящимся в заключении преступникам, которые обязались покинуть свои кланы, давалось право на досрочное освобождение. Критерии на получение этого права: наличие на свободе человека, который может за тебя поручится, разрешение на выход из "семьи" и хорошее поведение в тюрьме.

  "Якудза сложно принять подобное решение, потому как у японской мафии большие культурные традиции, это история гордого и бескорыстного служения", - уточняет сотрудник министерства юстиции Йошида. Именно поэтомуу ворот тюрьмы не стоит толпа раскаявшихся преступников, стремящихся выйти на свободу. Так, например, в одной из самых крупных тюрем Японии, расположенной в Осаке, из 800 находящихся в заключении якудза лишь 18 проходят программу реабилитации, рассчитанную на пять месяцев. На самом же деле программа реабилитации - это часовая беседа, во время которой преступник подтверждает свое желание выйти из клана.

  Силиконовые пальцы

  В первое время после принятия закона выход из кланов носил относительно массовый характер, однако сегодня тенденция изменилась. Несмотря на сложную ситуацию, в которой сегодня оказались преступные группировки, жизнь вне пределов клана может оказаться еще тяжелее. Большинство якудза стали членами "семьи" в 16-летнем возрасте и потому им крайне сложно будет иметь дело с законами рынка рабочей силы в самый разгар экономического кризиса. А традиционные татуировки якудза и отрезанные мизинцы еще больше усугубляют ситуацию.

  Мария Ниино нашла способ помочь бывшим якудза. В своей токийской клинике "Hello Tomorrow Japan" за 4500 евро она делает силиконовые пальцы, практически ничем не отличающиеся от настоящих. Прежде она занималась изготовлением протезов молочных желез, но после 1992 года стала помогать бывшим преступникам. "Ко мне их направляют сами полицейские. У меня побывало уже больше 450 якудза. Вначале приходило по 30 клиентов за день. Хотя, мне кажется, что далеко не все хотят изменить свою жизнь".

  53-летний Кадзушиге Нарита свою жизнь изменить смог: на протяжении 25 лет он был профессиональным игроком и помощником главы Усами-гуми - ветви Инагава-каи - а сегодня продает плитку. "Я собирал ставки на чемпионатах по мотокроссу, бейсбольных матчах, партиях в ханафуду, проходивших в подпольных игровых залах". Отсутствующие пальцы? Он лишился их, выполняя свой долг в соответствии с традицией. "Один из старейшин нашего клана требовал у моего младшего брата деньги. Я узнал об этом, сильно разозлился и нанес старейшине несколько ударов саблей по голове. Мой босс рассказал о случившемся самому главному человеку в Инагава-каи. Меня должны были изгнать из "семьи", однако, мой босс добился для меня прощения. В знак благодарности я отрубил себе мизинцы. Как того требует традиция, "энко зуме" я совершил один, у себя дома. Я взял большой трехгранный кухонный нож, которым разделывают большую рыбу, положил под него палец и ударил по ножу молотком. После этого я отправился в больницу, где мне наложили по шесть швов на каждую рану. Свои отрезанные пальцы я сохранил в формалине и преподнес один своему боссу, а другой - одному из руководителей Инагава-каи. Мой босс поставил пузырек с моим пальцем на синтоистский алтарь у себя в офисе".

  Ошима стал якудзой в 15 лет и вышел из клана в 19: слишком много правил, обязанностей и условий. В юности Ошима поступил в качестве ученика в Ябата-икка ("семья Ябата") - одно из отделений Сумиеси-каи (третьей по численности группировки в Японии, насчитывающей 8000 членов). Ошима был сыном боксера и у него не оставалось другого выбора, кроме как пойти по стопам отца. В якудза его взял один из старых членов "семьи". "Мой отец очень расстроился, после того, как я перестал боксировать, но, когда он узнал, что я стал якудза, очень обрадовался и всячески меня подбадривал, чтобы я прошел путь от ученика до полноправного члена семьи. Вначале я работал в офисе клана: прежде чем стать полноправным членом "семьи" приходится пройти долгий период - несколько месяцев или лет - в течение которого ты занимаешься уборкой помещений. Ты должен научится всему: от манеры приветствовать членов "семьи" до способа варки риса.

  Приходится уделять внимание каждой детали: если какой-то старейшина клана достает сигарету, ты должен тут же зажечь ее, а если вы вместе едите, ты обязан закончить еду первым. Выходить никуда нельзя, только лишь, когда сопровождаешь своего шефа на какой-либо церемонии. Иными словами, якудза - это совсем не то, что показывают в фильмах. Я думал, что меня ждет жизнь в окружении красивых женщин, дорогих машин и вещей". В 16 лет Ошима сделал первую татуировкуи вскоре после этого попал в исправительную колонию. "Там я очень остро почувствовал тоску моего отца, и у меня было много времени, чтобы поразмышлять об этом". Выйдя в 19 лет из тюрьмы, Ошима вновь надел боксерские перчатки и начал заниматься, в чем его поддержал бывший шеф - "очень чуткий человек, любитель бокса, который позволил мне выйти из "семьи"". Ошима начал тренироваться, чтобы стать профессиональным боксером, однако ему мешали татуировки. "В 1996 году я пришел в ассоциацию профессиональных боксеров, и меня попросили избавиться от них.

  Существуют неписаные правила, по которым не должно существовать никаких связей между боксом и якудза". Часть татуировок он убрал в клинике при помощи лазера, а чтобы скрыть те, что были у него на груди, пришлось делать пересадку кожи с его собственных ягодиц. Хотя некоторые татуировки он все же сохранил - ту, что символизирует смелость, мужское достоинство и, конечно же, гаманг - символ принадлежности и верности клану, меняющийся со статусом каждого якудза. Для Ошима это означает, что он - якудза навсегда. В 1997 году, взяв себе прозвище "Наемный убийца", Ошима стал профессиональным боксером, и сегодня он - самый популярный в Японии боксер, выступающий в наилегчайшем весе. "После того как мне сняли кожу с моего собственного зада, у меня не оставалось другого выбора, кроме как стать чемпионом".

  ИсторияЙоджи Абесовсем нетипична: родившийся в состоятельной семье и получивший образование в Великобритании Абе более 30 лет являлся членом одной из токийских мафиозных группировок (с 14 до 44 лет). Отсидев 5 лет в тюрьме, он решил покинуть "семью": "Я оставил все в 1981 году, когда мне было уже больше 40 лет, потому как понял, что ничего не смогу добиться как якудза". Полученное в юности образование помогло Абе найти себя в обычном мире, в 1986 году он опубликовал автобиографию "Неисправимые в стенах", разошедшуюся тиражом 350000 экземпляров. Сегодня он работает уже над своей девяностой книгой.

  Освободившиеся

  Однако мало, кто из бывших якудза, выходящих из тюрьмы и не имеющих ни родных, ни образования, может найти себя в этом мире. Традиционно для выхода из группировки они были должны либо заплатить выкуп, либо отрубить себе палец. Но с 1992 года мафиозным организациям запрещается насильственно держать в своих рядах тех, кто хочет уйти, и теперь письма с просьбой выйти из "семьи" составляет специальный отдел японской полиции.

  У японских якудза слишком много правил, слишком много условий и очень мало угрызений совести. В Японии практически никто не оставляет мафиозные группировки из-за того, что им стало стыдно за свою жизнь. На самом деле отошедшие от своих прежних занятий якудза не предают тех, кто остается в "семье", они их, просто-напросто, забывают. Лишь один из бывших якудза оставил клан во имя благой цели и в 1995 году основал протестантскую общину "Барабас", в которую входит восемь бывших мафиози. Президентом общины является 58-летний Йошиюки Йошида, работающий агентом по продаже недвижимости и открывший церковь. "Якудза - символ гордыни и высокомерия. А Христос - это смирение, спасающее всех людей. За 25 лет своей жизни среди якудза я совершил много плохих поступков. Сегодня я хочу искупить их". Прежде Йошида был самым крупным торговцем наркотиками в Японии. Во время проходившей в Осаке в 1978 году войны между кланами он убил одного человека, после чего оказался на 5 лет в тюрьме. Одна из любовниц Йошиды - христианка из Южной Кореи - полностью изменила жизнь этого главаря преступной группировки, в 1990 году распустившего свой клан.

  Хотя изданный в 1992 году закон, запрещающий деятельность преступных организаций, и внес свой вклад в разрушение самой традиции якудза, их структура уже начала прогнивать изнутри. Исчезало понятие о ценностях и традициях, якудза превращались в преступные группировки с очень жесткими правилами…. Времена героев прошли. Чтобы вернуть якудза былое великолепие и сохранить членов группировок три крупнейшие мафиозные "семьи" Японии пытались опротестовать в суде закон 1992 года, как "нарушающий свободу собраний и ассоциаций и равенства всех граждан перед законом".

  Мафия, не имеющая никакого желания исчезать насовсем, пытается видоизмениться. Старый босс Иссеи Мизута смиряется с необходимостью продолжать жизнь якудза: "Мне ничего не остается, после того, как оба моих помощника оказались в тюрьме. Я никогда не работал, за исключением лишь тех восьми раз, что был в тюрьме, и потому у меня нет пенсии…". И все-таки на пенсию выйти ему придется. Четверо крепких парней из окружения Мизуты совсем скоро отправят его на "заслуженный" отдых. И не будут испытывать ни малейших угрызений совести.

 

 Перевод www.Inosmi.ru

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить