Джимми Картер не может похвастаться удачной президентской карьерой. В свое время даже высказывалось мнение, что он как президент не состоялся. Его деятельность, после того, как он покинул «Белый дом», кажется, принесла ему больше побед. Нобелевская премия мира за этот год – лишь одна из них. Впрочем, эту награду Нобелевский комитет присудил ему не только за «борьбу за мир» вне стен Белого дома, но и отчасти «задним числом» - за достижения во время президентства.
Одно из таких достижений Картера – Кемп-Дэвидский договор между Египтом и Израилем. «Под руководством» Джимми Картера египетский президент Анвар Садат и израильский премьер Менахем Бегин подписали в Кемп-Дэвиде знаменитое соглашение о мире между двумя странами. Американский президент в течение 13 дней «не выпускал» двух лидеров из США, пока те не заключили в сентябре 1978 года мирное соглашение.
Деятельность Картера на посту президента США была крайне противоречива – и эта противоречивость нашла свое отражение даже в «Кемп-Дэвиде»: мир надеялся, что соглашение Египта и Израиля поможет разрешить и палестинскую проблему, но этого не произошло. Так же, как и после вручения этой премии другим трем участникам ближневосточного процесса. Неизвестно, сколько еще премий дадут за мир на Ближнем Востоке, прежде, чем там наступит мир.
Кроме Ближнего Востока, Картер очень интересовался положением с правами человека в далеком Советском Союзе. Будучи идеалистом, он упорно добивался уступок в этой сфере от руководства СССР. А параллельно подписывал с ним договор ОСВ-2 об ограничении стратегических ядерных вооружений. Картер считал, что надо сократить еще больше, чем предусматривалось по этому договору. Кроме того, чтобы провести договор через Сенат, Картер заранее пошел на поводу у верхней палаты и согласился увеличить оборонный бюджет. В этом проявилось еще одно противоречие Картера: до этого он выступал за сокращение оборонных расходов. Избиратели его предвыборные речи не забыли.
Советский Союз имел свои виды на политику разрядки и «подкинул» Картеру сюрприз в виде Афганистана. Картер начал оказывать поддержку моджахедам (с наиболее «продвинутыми», такими, как бен Ладен, теперь приходится разбираться Бушу), прекратил продавать зерно Советскому Союзу и не пустил американских спортсменов на Московскую олимпиаду. Однако – новое противоречие - не «советская угроза» подорвала президентство Картера. Воинствующие сторонники аятоллы Хомейни, свергшие шаха – «демократическую опору» США в этом регионе – в ноябре 1979 года захватили 60 работников американского посольства в Тегеране. Их продержали 444 дня и только в день инаугурации следующего президента, Рейгана, они вернулись в США. Дни летели, а американцы все оставались в заложниках, недовольство Картером в Америке нарастало. Политика Картера в те дни стала хрестоматийным примером того, как президент не должен действовать в условиях серьезного кризиса и отвечать на вызов, брошенный ему. Попытка военной силой освободить заложников позорно провалилась. На предвыборных теледебатах республиканский кандидат Рональд Рейган спрашивал у Картера: нормально ли, что террористы поступают с Америкой, как с третьеразрядной страной? Потом Рейган спросил у американцев, идут ли дела в США после 4 лет президентства Картера лучше? Нет, ответили американцы, не идут, и избрали Рейгана.
Джимми Картер горевал недолго, сказав что «кажущиеся неудачи могут привести к настоящему счастью». После переезда из Белого дома Картер, как он любит повторять сам, борется за мир во всем мире. Экс-президент основал Картер-центр, который в этом году отмечает 20-ю годовщину – Нобелевская награда придется как нельзя кстати. Девиз центра – «Бороться за мир, сражаться с болезнями, строить надежду» - определяет программу действий президента «на пенсии». Картер-центр, сообщает агентство Франс-Пресс, «посылает наблюдателей на выборы в разные страны, приглашает враждующие фракции за стол переговоров, продвигает в мире демократию и экономическое сотрудничество». Как и прежде, одна из главных «забот» Картера – права человека, в его центре есть специальный совет по этой проблеме. Кроме всего прочего, Картер-центр занимается борьбой с тропическими болезнями и санитарным просвещением. Бюджет Картер-центра – 27 миллионов долларов в год, которые дают частные пожертвования. Нобелевская премия мира добавит в «копилку» еще миллион долларов.
В самом присуждении Джимми Картеру премии мира тоже обнаружились противоречия. Нобелевский комитет присудил награду Картеру не только в знак признания его заслуг, но и в упрек нынешнему президенту. Картер борется за мир во всем мире, Буш выступает за войну с Ираком. Но по неписаному правилу, бывшие американские президенты (хотя бывшими, экс их там не называет – просто президенты) не критикуют политику своих преемников.
Нобелевскую премию мира присуждает норвежский комитет, другие премии вручают в Швеции. Постоянный комитет норвежского парламента, состоящий из 5 членов, возглавляет Гуннар Берге. Этот комитет решает, кто из живущих на земле людей, или какая организация достойны Нобелевской премии мира. Берге не раз подвергал критике военные планы Буша. Так что, присуждая Джимми Картеру премию мира, Нобелевский комитет словно поставил его в пример нынешнему хозяину Белого дома.
Сергей БОРИСОВ
ПРАВДА.Ру
Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.