Второй тур президентских выборов в Сербии признан несостоявшимся. В нем встречались нынешний президент Югославии Воислав Коштуница и вице-премьер правительства Сербии Миролюб Лабус . Избиратели в большинстве своем проигнорировали и Коштуницу, и Лабуса. В воскресенье на избирательные участки пришло только 2,99 из 6,5 миллиона избирателей - это 45,5 процента граждан республики, обладающих правом голоса. Минимальная 50%-ная планка, достаточная для признания голосования действительным, - таким образом, преодолена не была.
По данным белградского Центра свободных выборов и демократии, из проголосовавших избирателей 66,7 процента отдали свои голоса нынешнему президенту Югославии Воиславу Коштунице, 31,3 процента - вице-премьеру СРЮ Миролюбу Лабусу, 2,3 процента бюллетеней признаны недействительными, передает ИТАР-ТАСС . Теперь, однако, сербам надо начинать все с начала – с выдвижения кандидатов…
Данная ситуация, по идее, должна бы быть прежде всего на руку силам, представляющим просербский, патриотический фланг в стране, - в частности, Воиславу Шешелю , лидеру Сербской радикальной партии, за которого еще перед первым туром призывал голосовать своих сторонников находящийся в гаагской тюрьме экс-президент Югославии и лидер Социалистической партии Сербии Слободан Милошевич . Шешель с первой попытки не сумел пройти во второй тур. Но к сожалению, одна из главных проблем антизападных сил в Югославии (да и не только в Югославии) – это их разобщенность (вспомним хотя бы коллизию: Милошевич призывает все конструктивные силы голосовать за единого кандидата от оппозиции – в данном случае Шешеля, а в это время представители его же СПС ничтоже сумняшеся выдвигают собственных кандидатов в президенты, не обращая никакого внимания на заявления вождя!). Другая проблема – это все же неумение предложить народу действенную альтернативу выбранному правящей дос-овской коалицией курсу, которая могла бы быть с воодушевлением подхвачена гражданами страны, активной частью населения.
Пока многие сербы продолжают возлагать свои надежды на провозглашенный в постмилошевичской Югославии курс на «всемерное сближение страны с Западом и НАТО» (предполагающий на деле почти полное подпадание республики под зарубежный политический, экономический, финансовый и пр. контроль). И в этой ситуации можно предположить, что - если, конечно, не случится ничего экстраординарного - со второй попытки или Лабус, или Коштуница, задействовав все «дополнительные ресурсы», уж обязательно наберут необходимое число голосов…
По мнению доктора исторических наук, директора Центра международных исследований балканского кризиса Института славяноведения РАН Елены Гуськовой , Лабус и Коштуница представляют, по сути, две концепции - «остатки патриотизма» и «антинациональный либерализм» :
«Лабус официально представляет "группу граждан", но за ним стоят премьер-министр Сербии Зоран Джинджич, его Демократическая партия, а также большинство партий правящего блока ДОС. Коштуница дистанцировался от Джинджича и его сторонников, внеся раскол в правящую политическую элиту. Он пытается в условиях политического хаоса настаивать на необходимости социального диалога и правового государства, на сохранении единого государства Сербии и Черногории. Использует он и национальные чувства, показывая свою озабоченность положением сербов в Боснии и Косово. В случае победы Коштуницы можно прогнозировать роспуск парламента и объявление новых выборов в законодательный орган. В этом случае автоматически прекращается мандат правительства Джинджича. Лабус упирает на продолжение экономических преобразований. Если он победит, то либеральные реформы будут активизированы, продолжится и сближение с Европейским союзом и НАТО.
Отчетливо видно, что на этих выборах столкнулись две концепции, которые трудно уложить в традиционные идеологические схемы. Условно их можно назвать "остатками патриотизма" и "антинациональным либерализмом". Третьей силы в Сербии, как всегда, нет. Ею могли бы быть радикал Воислав Шешель или левые силы, но в их стане тоже произошел раскол…» ("Сербский избиратель непредсказуем")
Между тем, пятилетний мандат нынешнего президента Сербии Милана Милутиновича истекает 5 января 2003 года, напоминает ИТАР-ТАСС . Будут ли новые выборы назначены до этого срока? Пока это вопрос риторический - в местных законах четко не прописано, когда должны быть объявлены новые выборы в случае провала первого голосования по кандидатуре главы государства. Возможно, и.о. президента после 5 января станет спикер сербского парламента Наташа Мичич – а президентские выборы она обязана назначить в течение шести месяцев после прихода на данную должность.
Сергей СТЕФАНОВ
ПРАВДА.Ру
Фото с сайта
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Косовская правда:
Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.