Ровно 2 месяца назад, 11 июля этого года «ПРАВДА.Ру» опубликовала материал «Израильская атака на американский корабль «Либерти» - интервью с мистером Хранковски (John Hrankowski), одним из членов команды «Либерти». Мистер Хранковски был на борту американского судна и в то трагическое утро 8-го июня 1967 года, когда внезапно «Либерти» был жестоко атакован израильской авиацией…
Не будем пересказывать ту беседу; читатели могут сами ознакомиться с ней по ссылке. Напомним лишь об одном, очень для нас любопытном факте, о котором в интервью лишь вскользь упомянул мистер Хранковски: «американские корабли прибыли спустя 16 часов (после атаки – С.С.) . В ту ночь нам предложил помощь советский корабль. Они сказали, что их корабль останется на горизонте, и что они подойдут к нам в случае, если наш корабль пойдет ко дну»…
Данное обстоятельство – с предложением помощи советским кораблем – нас заинтересовало особенно. Бывший офицер ВМФ США, ныне кинопродюссер Ричард Томпсон, снявший в Британии первый фильм о кровавых событиях 8-го июня, - в связи с этим порекомендовал обратиться к Николаю Черкашину .
«Он может многое рассказать…» Николай Андреевич - русский подводник, капитан 1 ранга, в последние годы занимался изучением обстоятельств трагедии «Либерти» (кроме того, недавно у Н.А.Черкашина вышла книга «Тайны погибших кораблей» – плод собственных независимых расследований гибели в мирное время российских подводных лодок, от «Императрицы Марии» до «Курска»)…
Корреспондент «ПРАВДЫ.Ру» встретился с Николаем Андреевичем, запись беседы с которым предлагается ниже читательскому вниманию. Ответ Николая Черкашина был неожиданным: в ту ночь рядом с «Либерти» не было советского корабля...
- То, что случилось с «Либерти», - факт удивительный, конечно, и во многом уникальный… Но все происходило без какого-либо участия наших моряков. Хотя по версии Томпсона, вроде бы два советских корабля подходили к месту происшествия, к горящему «Либерти», и предлагали ему свою помощь, отчего американцы, в свою очередь, отказывались… По моему мнению, эта информация неверна. Никого из наших там в непосредственной близости не было. Более того, о самом факте атаки американского корабля знали тогда в нашей стране очень немногие. Может быть, Косыгин, министр обороны СССР… Информация об этом прошла, но лишь «по верхам»…
Ричард Томпсон:
«…Шла очередная арабо-израильская война, получившая название «Шестидневной». Американский разведывательный корабль «Либерти» вел радиослежение за обеими воюющими сторонами. Судно находилось в нейтральных водах – в тринадцати милях от побережья спорной территории Газа. Неожиданно средь ясного дня наш корабль был атакован группой израильских самолетов. Затем подоспели израильские торпедные катера и произвели залп по горящему судну. Две торпеды попали в цель, но корабль чудом оставался на плаву.
«Либерти» не имел брони и был вооружен только четырьмя пулеметами. В результате этих двух налетов погибло тридцать четыре американских моряка и сто семьдесят один человек получил ранения. Уцелевшие восемьдесят пять членов экипажа вели отчаянную борьбу за живучесть. Они сумели удержать «Либерти» на плаву до подхода спасателей.
Когда сигнальщик Рассел Дэвид доложил командиру после первой атаки, что видел на крыльях штурмовиков звезды Давида, кэптен Макгонал не поверил ему. Тем не менее это было так. Позже Израиль принес свои извинения и назвал это нападение «несчастным случаем». Правительство США приняло извинения, хотя многие советники президента Джонсона, включая и госсекретаря Дина Раска, были убеждены, что нападение было преднамеренным…»
- Я искал свидетельства у российских моряков, - продолжает Николай Андреевич, – и все тщетно. Например, начальник штаба 5-й оперативной эскадры адмирал Платонов со своей эскадрой первым был 26-го июня рядом с местом события, и в своих позднейших воспоминаниях он никак не упоминает о предложении советских моряков помочь бедствующему «Либерти». Но если бы этот случай действительно имел место – он бы обязательно о нем знал и, конечно, рассказал об этом…
- Тогда кто же «запустил» эту версию?
- Это очень интересный вопрос, я и сам так же пытаюсь на него ответить... Вот, адмирал флота Иван Капитанец в своих воспоминаниях о событиях 8-го июня вообще не упоминает. В книге «Война на море» он пишет о том, что под его руководством 1-го июня корабли прибыли в западную часть Средиземного моря… Процитирую дальше: «4 июня получили приказание привести корабль в полную боевую готовность, на что отпускалось 12 часов. Видимо, Москве за сутки было что-то известно. За это время требовалось провести окончательное снаряжение всех боеприпасов… 5 июня началась арабо-израильская Семидневная война. Мне было приказано прибыть в пролив Анти-китира, принять на борт десант из курсантов и быть готовыми к высадке их в порту Атакия с целью защиты советских граждан. Я назначался командиром отряда кораблей огневой поддержки. 7 июня прибыв в пролив Антикитира на перстень Славы…»
Иван Капитанец:
«…Надо сказать, что в ходе израильской агрессии 6-й флот США патрулировал в восточной части Средиземного моря. Но его палубная авиация участия в боевых действиях не принимала, так как существовал протест советского правительства и кроме того корабли Северного и Черноморского флота следили за авианосцами в полной готовности вступить на защиту дружественных Сирии и Египта. Как видим, наличие кораблей оперативной эскадры, усиленной кораблями ЧФ, сыграло роль в нейтрализации военного конфликта.»
-...Так вот, а об интересующем нас событии 8 июня 1967-го года – у Капитанеца вообще ни слова. И когда я его лично спрашивал о «Либерти» и советском корабле - для него это также было открытием. Он ничего об этом не знал…
- Кто же все-таки первым распространил информацию о помощи советского судна?
- По моему мнению, это бывший офицер «Либерти», младший лейтенант Джеймс Эннес... - Николай Черкашин показывает перевод книги James H. Ennes, “Assault on the Liberty” . - Он очень детально описывает то, что происходило с командой во время израильского нападения, со всех сторон рассматривая это событие. И вот что он, в частности, пишет…
Джеймс Эннес:
“…В течение вечера и ночи, когда судно медленно двигалось в северном направлении, другие суда или самолеты не появлялись. В полночь судно встретило советский ракетный эсминец 626/4, который передал семафор на английском языке. Обмен был следующий:
626/4: Вам нужна помощь?
«Либерти»: Нет, спасибо.
626/4: Я буду рядом, на случай, если понадоблюсь вам.
Следующие шесть часов советский эсминец следовал параллельным курсом на расстоянии нескольких миль. Когда утренняя заря занялась над Средиземным морем, на «Либерти» на экране РЛС были обнаружены на горизонте американские эсминцы "Мэсси" (“Massey”) и “Дэвис” (“Davis”). Советский эсминец отвернул на восток и «Либерти» присоединился к кораблям 6-го флота. Авианосцы были невдалеке позади эсминцев, и вертолеты утренней смены перевезли тяжело раненых членов экипажа «Либерти» на авианосец, в госпиталь. После этого «Либерти» продолжил движение на Мальту, где, как было объявлено экипажу, Военно-морской суд должен был расследовать обстоятельства нападения на судно.»
- Ну так ведь здесь даже бортовой номер указан…
- Да. Но дело-то в том, что кому он принадлежал – собственно, неизвестно! Эсминца 626/4 не было тогда в восточной части Средиземного моря. Я пытался найти кого-нибудь из ветеранов советского флота, находившихся там летом 1967 года, но все тщетно. И в исторических документах это не зафиксировано.
- Хорошо, обратимся непосредственно к атаке на «Либерти». Что все-таки это было. Трагическая случайность, «недоразумение» - когда американское судно приняли якобы «по ошибке» за египетский транспортный корабль? Сознательная атака? Провокация? Ваше мнение.
- В прошлом году в Москве вышел русский перевод книги Иосифа Дайчмана «История Моссада». Автор подробно рассматривает в ней эту историю и дает совершенно замечательную трактовку всего, что произошло. Так сказать, чисто моссадовскую. То есть, он вполне признает, что знали, что это американский разведывательный корабль, и топили его только потому, чтобы «лишить Америку ушей и глаз». Дайчман считает, что они имели на это право… Израильтяне боялись, что «Либерти» будет передавать сведения о ходе войны - а они в этот момент обнажили египетскую границу и все войска перебрасывали к Сирии. Египтяне же могли просто спокойно пройти, ибо там вообще никого не было! Израильская сторона знала, что все американские сообщения перехватываются советской службой радиоперехвата и что, если бы советские специалисты их расшифровали, то они, конечно, передали бы это все египтянам. А потому надо было просто потопить этот корабль, дабы избежать утечки информации.
Такая вот версия. Довольно цинично, довольно откровенно сказано. Я даже не ожидал, что смогу прочитать все это вот так…
Иосиф Дайчман:
«…8 июня 1967 года «Либерти» у берегов Синайского полуострова контролировал передвижение войск. Израильские самолеты нанесли по нему ракетный удар и обстреляли достаточно метко из пушек, а потом подошел катер ВМФ и добил Либерти торпедой («как выяснилось, однако, не добил» - Черкашин). 34 американца погибли. Многие были ранены. Ряд аналитиков считает, что уничтожение корабля было осуществлено намеренно, израильтяне хотели лишить американскую разведку электронных глаз и ушей. Как раз в тот момент, когда перебрасывали свои части с египетского на сирийский фронт… Возможно, небезосновательно допуская перехвата американских сообщений сильной электронной разведкой советского ГРУ и утечку важнейшей информации в стан врага. Советские корабли радиоразведки постоянно находились в зоне Восточного Средиземноморья («хотя их там как раз то и не было» - Черк.)… Действительно, если допустить на мгновение, что египтяне узнали о практическом, полном оголении противостоящего фронта на Синайском полуострове, то, несмотря на уже понесенные потери и деморализацию, - наверняка развернули бы наступление, и соотношение потерь в этой войне оказалось бы другим… Разобраться в этом инциденте было поручено резиденту ЦРУ Джону Хадэну и военно-морскому атташе США Кетеренгу Эрнсту Кастлу. Хадэн и Кастл сочли инцидент ошибкой, по их заключению, в пылу битвы ВМС постарались уничтожить корабль, который согласно боевым картам просто не должен был там находиться. А наличие американского флага летчики и моряки сочли обычным военным трюком и не позаботились о том, чтобы проверить принадлежность борта. Такая версия в сущности вполне устраивает Моссад. Не случайно израильское правительство до сих пор жестко отказывается даже говорить о каких-то компенсациях вдовам моряков с Либерти. И дело, очевидно, не только в хронической напряженности бюджета страны…»
- Есть и другая версия…
- Да, и вторая версия: таким образом израильтяне пытались спровоцировать США и втянуть в войну против арабских стран. Эта версия тоже остается в силе. Именно ее придерживается господин Томпсон. От него, кстати, я впервые и узнал о трагедии «Либерти». Как-то Томпсон прислал мне номер журнала «Офицер в отставке» за 1999 год, где трагедия «Либерти» подробно описана. На цветных фотографиях - следы пробоин, раненые, капитан Вильям МакГонагл, к годовщине смерти которого был приурочен журнал…
Оставшиеся в живых матросы и офицеры «Либерти» создали специальный комитет, который до сих пор добивается парламентского расследования того происшествия. Но им регулярно отказывают. Сразу после происшествия Конгресс США не стал проводить расследования по факту нападения на военное судно в мирное время – это был вообще нонсенс! Тем не менее, они пытаются так или иначе напоминать обществу о событиях более чем 30-летней давности - выпускают буклеты, брошюры, майки… Мы с Томпсоном уже лет десять знакомы. Он человек очень справедливый и деятельный, он медленно, но верно пробивает дорогу своим идеям - это его общественный долг, его борьба…
Высшие должностные лица США всячески хотели замять эту историю - уж очень она была мерзкая, некрасивая. И потом, это был беспрецедентный акт - первый удар по американским кораблям со времен Перл-Харбора и окончания Второй мировой войны… И нанесли-то его именно те, кого американцы поддерживали…
- Сейчас, на ваш взгляд, возможно новое расследование этого дела, на высшем уровне? Или все попытки Томпсона и других борцов за справедливость так ничем и не увенчаются?
- Если это будет выгодно кому-нибудь из членов правительства, то наверное, возможно… Но сейчас Штатам не до этого – идет провозглашенная борьба с терроризмом. Хотя это тоже - акт терроризма, причем военного, государственного терроризма… Мне, кстати, удары по небоскребам 11 сентября очень напоминают эту ситуацию с «Либерти». Тоже - такая же многоходовая провокация…
И ведь заметьте, «Либерти» был корабль старый, еще времен Второй мировой… Посудина просто, хлам, который не жалко было топить – все равно топить придется… Собственно, его и отправили на заклание.
- То есть, американская сторона уже изначально была готова к этому?
- Я думаю, да. И даже моряки это предчувствовали и были в подавленном состоянии… Остались свидетельства. Еще когда в Испании стояли, одна известная прорицательница им чуть ли не прямо сказала, что их разведывательный корабль не вернется домой. Многие, в общем, предчувствовали этот удар… И получили. И ведь чем дальше, тем больше интереснейших фактов всплывает касательно того последнего похода.
Томпсон в результате собственного расследования провокации с «Либерти», которое он вел на протяжении многих лет, - пришел к выводу, что это была заранее спланированная акция двух спецслужб – израильской и американской… США тогда увязли в кровопролитной войне во Вьетнаме и не хотели ввязываться еще в затяжной ближневосточный конфликт. Израилю было отказано в прямой военной поддержке. Хотя в Америке и в те времена хватало «ястребов», которые любой ценой хотели превратить локальную войну в широкомасштабную. Тем более ценой старого корабля, построенного еще в 1945 году…
- А вы к какой больше версии склоняетесь?
- Из этих двух – одна не исключает другую. Тут можно было две цели сразу преследовать, одним ударом двух зайцев убить. Израилем и утечка информации пресекалась, и создавался прецедент для высадки американских войск против арабов… Если бы высадились американцы, наши, конечно бы, в долгу не остались. Тут такая бы заваруха началась, что мы, может, уже и не пили бы здесь чай…
Самое интересное, что в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. На лодке было 8 таких ракет. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства бы не существовало. Я написал о Николае Шашкове материал - он назывался «Человек, который должен был уничтожить Израиль». Был очень большой резонанс. Тут был и запросы из израильского посольства, приезжали их тележурналисты – просто посмотреть на человека, который должен был уничтожить еврейское государство…
При этом экипажу К-172 приходилось действовать в экстремальных условиях. На лодке чуть не случилась самая настоящая катастрофа: во всех отсеках была повышенная концентрация паров ртути. А экипаж даже не предполагал, что это ртуть - причину никак не могли обнаружить. Началось сильнейшее отравление. А это - угнетенное состояние, отказ от пищи, чудовищная головная боль, галлюцинации. Представляете себе! Галлюционирующий экипаж рядом с ракетами с ядерными боеголовками… Их тогда, по идее, надо было сразу же снимать с задания и отправлять домой. Но поскольку обстановка в регионе становилась все более угрожающей, Главком ВМФ спросил, могут ли они продержаться еще несколько недель на месте. Последовал ответ: могут. Бригада врачей, направленная на лодку, точного ответа тоже дать не смогла – в чем дело. Думали на что угодно, но только не на утечку ртути… В итоге 2 месяца пробыли в ртутных парах.
Но еще хуже пришлось морякам дизельной подводной лодки Б-31. Когда началась война, ее срочно направили из Атлантики в восточную часть Средиземного моря. Где-то в Тунисском проливе в центральном посту возник чудовищный пожар – вспыхнул бензин, и его пришлось тушить более суток. Тогда погибли пять старшин и матросов – и впервые после Великой Отечественной войны погибших хоронили в море! После ремонта все-таки вышли в залив Сидра. Вот уж действительно, «жаркое лето 1967-го»…
Такие чудовищные испытания выдерживали тогда наши подводники. И это все были косвенные жертвы той ближневосточной войны. Но никто из этих ребят не слышал об инциденте с «Либерти». Что, впрочем, естественно, так как их это не касалось. Это американский флот, это - дипломатия и так далее…
- А в 70-80—е годы какие-то публикации, посвященные "Либерти", появлялись в советской печати?
- Нет, никто не писал… Моя публикация - «Кровавая тайна «холодной войны» - была первая. Статья вышла в 1997 году в «Российской газете».
P.S.
…Итак, мифический "советский ракетный эсминец". Что все-таки это было за судно? И было ли оно? Капитан 1 ранга Николай Черкашин полагает, что дать стопроцентно точный ответ на этот вопрос, скорее всего, уже нельзя, - "время…"
Сергей СТЕФАНОВ
ПРАВДА.Ру
Редакция благодарит капитана 1 ранга Николая Черкашина за предоставленные материалы.
Ссылки по теме:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.