Индия и Пакистан по-прежнему исправно поставляют новости на ленты мировых информационных агентств. Отношения между двумя странами окончательно зашли в тупик. И как из него выбраться, похоже не знают ни в Дели, ни в Исламабаде, ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в Лондоне, ни в Пекине. Хотя мирных инициатив хоть отбавляй.
С подобного рода инициативой выступили и министры обороны США и Великобритании – Дональд Рамсфельд и Джеффри Хун. Они предложили направить в Кашмир, на линию противостояния между Индией и Пакистаном, контингент американских и британских миротворцев. В их задачу будет входить предотвращение проникновения сепаратистов из пакистанской части Кашмира в индийскую. Но это предложение вряд ли будет воплощено в жизнь в ближайшее время. Индия всегда выступала против того, чтобы проблема Кашмира решалась при участии других государств. В Дели считают эту проблему сугубо внутренним делом страны. И решать ее намерены только своими силами.
Впрочем, позиция Дели по этому вопросу не новость. А вот другое сообщение может быть гораздо более серьезные последствия. Лидер радикальной группировки «Лашкар-и тайба» Хафиз Мохаммад Сайед заявил о том, что его люди контролируют две пакистанские ядерные боеголовки. И, разумеется, готовы в любой момент обрушить их на врагов ислама. Первая на очереди, как и следовало ожидать, Индия.
Что интересно, недавно пакистанские власти задерживали Мохаммада Сайеда. Но, подержав его некоторое время в тюрьме, отпустили на свободу, поскольку не было очевидных доказательств его причастности к организации терактов. Хотя, скорее всего, Сайеда освободили при посредничестве руководства пакистанской разведки ISI, которая давно уже поддерживает самые тесные контакты с радикальными исламистами. По мнению Дели, пакистанская разведка причастна и к организации терактов в индийском штате Джамму и Кашмир.
Конечно, заявление лидера «Лашкар-и тайба» можно расценивать и как блеф. Но, с другой стороны, не секрет, что идеи мусульманских радикалов пользуются большой популярностью в Пакистане. И в армии в том числе. Так что вполне возможно, что его люди действительно контролируют какое-то количество ядерных зарядов.
Кстати говоря, заявление Саейда может быть направлено и на то, чтобы ослабить миротворческие инициативы пакистанского президента Превеза Мушаррафа. Как известно, радикалы в обеих странах – и в Индии, и в Пакистане – требуют «войны до победного конца». И многие пакистанские радикалы недовольны примиренчеством Мушаррафа. Заронив сомнение в его способности контролировать ядерные силы страны, экстремисты тем самым могут свести на нет те попытки начать диалог с Индией, которые (пусть и не всегда последовательно) предпринимает пакистанский президент.
Между тем, миссии иностранных посредников пока не дают надежды на скорейшее урегулирование конфликта. В эти дни в Исламабаде и Дели находится заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж. Похоже, что сам Армитадж испытывает сомнения относительно успеха своего визита. По крайней мере, он заявил, что в его планы не входит устраивать встречу между лидерами Пакистана и Индии. А на следующей неделе на смену Армитаджу в Индию и Пакистан поедет министр обороны США Дональд Рамсфельд.
Впрочем, ему тоже вряд ли удастся убедить Дели и Исламабад начать диалог. Похоже, что в Дели твердо намерены отстаивать свою позицию – конфликт вокруг Кашмира должны решать только Индия и Пакистан, причем даже без участия кашмирских сепаратистов. И все визиты иностранных дипломатов и политиков пока выглядят не более чем формальностью, призванной продемонстрировать озабоченность индо-пакистанским конфликтом.
Олег Артюков
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
TOP.RBC.ru:
УТРО.Ру:
Независимая газета:
Комсомольская правда:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.