Вчера произошло событие, которого все давно ждали, но в конкретное воплощение которого мало кто верил. А между тем, оно напрямую затрагивает интересы России – и экономические, и политические.
В столице Пакистана, Исламабаде, лидер Афганистана Хамид Карзай, президент Туркмении Сапармурат Ниязов, президент Пакистана Первез Мушарраф подписали соглашение о строительстве газопровода из Средней Азии к Индийскому океану, точнее до пакистанского порта Гавадар. Планируется, что газ будет идти в Афганистан, Пакистан и, возможно, Индию. Работа над проектом договора о строительстве газопровода была завершена на этой неделе в Исламабаде в ходе переговоров министров нефтегазовой промышленности из трех стран. Протяженность трубопровода составит 1500 км, стоимость его строительства оценивается в 2 млрд. долларов.
Представители афганской администрации в преддверии саммита заявили, что планируемый трубопровод существенно поможет экономике страны: ожидаемые поступления в виде транзитных сборов могут составить до 100 миллионов долларов в год.
Американская нефтяная компания Unocal начала разработку проекта в конце 90-х годов, однако в 1998 году работы были свернуты из-за вспыхнувших на территории Афганистана столкновений между движением Талибан и Северным альянсом. Однако после того как режимов талибов был свергнут, идея строительства газопровода была реанимирована и теперь, похоже, получит конкретное воплощение.
Однако возникает несколько вопросов, на которые пока достаточно сложно получить внятный ответ. То, что газопровод можно построить довольно быстро, сомнений не вызывает. Даже учитывая то обстоятельство, что Афганистан – горная страна. Но каким образом будет обеспечиваться сохранность газопровода? Ведь нынешнее афганское правительство контролирует только Кабул, да еще несколько небольших районов. Точнее говоря тех, в которых присутствуют контингенты из США, Великобритании и других стран. Или американская армия возьмет на себя охрану трубопровода? Что-то с трудом в это верится…
К тому же не стоит забывать и о том, что Индия и Пакистан стоят на грани конфликта. Причем вполне возможно, что в ходе вооруженных столкновений будет применено ядерное оружие. Тогда может получится так, что нефтепровод попросту некуда будет вести… Хотя, с другой стороны, лидеры трех государств не исключили возможности того, что газ пойдет и в Индию. Возможно, таким образом они пытаются внести свою лепту в урегулирование индо-пакистанского конфликта, недвусмысленно давая понять, что Дели может присоединиться к проекту.
Наконец, какова будет роль России в реализации этого проекта? В 1996 году "Газпром" хотел приобрести 15% акций в проекте, однако позднее отказался от этой идеи. Но похоже, что Туркменбаши заинтересован в том, чтобы российский газовый монополист принял-таки участие в проекте. По крайней мере, недавно он опять обратился к "Газпрому" с предложением принять участие в строительстве. Официальной информации о том, что «Газпром» готов принять участие в проекте пока не поступало. Но с другой стороны, на этот вопрос можно взглянуть и с другой стороны.
В ходе январского визита Сапармурата Ниязова в Москву была озвучена идея создания своеобразного нефтегазового альянса, аналога ОПЕК, куда вошли бы Россия, Туркмения, Казахстан и Узбекистан. Туркменский президент эту идею поддержал. Однако если работа по созданию подобного альянса и ведется, то как-то не очень заметно.
Согласиться ли «Газпром» участвовать в реализации проекта строительства нефтепровода через территорию Афганистана? С одной стороны, этот проект для России вроде бы невыгоден, поскольку значительная часть туркменского газа будет экспортироваться в обход российских газопроводов. Но с другой стороны, коль скоро российское руководство заинтересовано в развитии различных международных проектов (разумеется, с участием России), то «Газпром» вполне может быть заинтересован в реализации этого проекта. Тем более что российский газовый монополист располагает квалифицированными кадрами, опыт которых вполне мог бы пригодится при строительстве газопровода. И получить впоследствии солидную прибыль.
В общем, пока судьба этого проекта находится под вопросом. Хотя соглашение о строительстве газопровода подписано, однако это не означает, что он может быть реализован в кратчайшие сроки. Всем заинтересованным сторонам предстоит еще утрясти не только технические детали проекта (это легче всего), но и экономические и, самое главное, политические проблемы, связанные со строительством газопровода.
Василий Бубнов
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Независимая газета:
Известия:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.