Визит американского президента в Россию, как и ожидалось, стал событием номер 1 не только в российской политической жизни, но и мировой. Проблемы, которые обсуждаются в ходе переговоров, безусловно, важны для развития диалога между двумя странами. Причем не только в его политической составляющей, но и экономической.
А вот с экономикой-то и вышла неувязочка. Накануне визита Дж. Буша многие российские политики и эксперты высказывали надежду, что будет отменена «легендарная» поправка Джексона-Вэника. Несомненно, что и самому американскому президенту очень хотелось сделать подарок российскому президенту, попутно объявив о том, что еще один реликт «холодной войны» похоронен. Однако сенаторы-демократы не удружили президенту-республиканцу. Поправку не отменили из-за того, что сенаторов очень волнует судьба кур, которые поставляются из США в Россию. Хотя, скорее всего, в дело вмешалось внутриполитическое соперничество между республиканцами и демократами.
Впрочем, речь не об этом. Само собой разумеется, что перспективам торгово-экономических отношений между Россией и США в ходе переговоров уделялось немало внимания.
Пока рано говорить о конкретных результатах этого аспекта саммита. Сразу же бросается в глаза различие в оценках будущего экономических взаимосвязей – оптимистическая с российской стороны и сдержанная с американской.
Глава Министерства экономического развития России Герман Греф заявил, что до 14 июня США, скорее всего, признают Россию страной с рыночной экономикой. Сам Буш, однако, на пресс-конференции после переговоров не стал называть конкретные сроки, сказав лишь, что Россия "скоро получит ответ на этот вопрос".
Тем не менее, если решение вопроса будет положительным появится "возможность России и всем российским предприятиям начать процедуры пересмотра всех антидемпинговых пошлин" и "откроются большие возможности для поставок российских товаров на рынки США", сообщил Греф. К тому же уйдет в историю и поправка Джэксона-Вэника, которая станет просто неактуальной.
Кроме того, российский министр сообщил, что с начала следующей недели в Министерстве торговли США приступит к работе группа российских экспертов по вопросам экспорта стали. Российское руководство надеется, что совместная работа позволит решить проблемы, возникшие после введения в США заградительных пошлин на экспорт стали.
Греф заявил и о том, что Россия готова существенно увеличить поставки нефти в США. В настоящее время объем российской нефти на рынках США составляет 0,2%, в то время как поставки из Саудовской Аравии и Венесуэлы, соответственно, 20% и 14%. Эта идея весьма популярна в последнее время. Соединенные Штаты заинтересованы в снижении зависимости от поставок нефти из арабских государств, которые используют это обстоятельство в политических целях. Но открытым остается вопрос, насколько экономически обоснованы поставки нефти из России в США. Российская нефть дороже арабской или венесуэльской (и хуже по качеству). Кроме того, не совсем ясно, как доставлять эту нефть американским потребителям. Да и справятся ли российские порты и трубопроводы с возросшими объемами транспортируемой нефти? Собственно говоря, в правительстве об этом отлично знают и Герман Греф сам указал на эти проблемы. Однако не сказал, каким образом их можно преодолеть.
Американский президент предпочитал ограничиваться обещаниями: Россия получит поддержку США при вступлении в ВТО, Сенат все-таки отменит поправку Джэксона-Вэника и т.д. Подобного рода заявления совершенно ни к чему не обязывают. Нельзя, наверное, говорить, что Буш о них забудет, как только покинет Россию. Но и гарантировать стопроцентное их выполнение тоже никто не возьмется.
Президент России Владимир Путин, в свою очередь, намекнул, что если бы США закупали дешевую российскую сталь и дешевый российский алюминий, то их самолеты были бы дешевле и более конкурентоспособны, в том числе на российском рынке. Пока же, констатировал Путин, российским авиакомпаниям лучше ориентироваться на отечественную авиацию. Каким образом отечественные авиакомпании, которым катастрофически не хватает средств на покупку новых самолетов, должны ориентироваться на российских авиастроителей, президент не пояснил.
В общем, итоги той части саммита, на которой рассматривались вопросы экономических взаимоотношений между двумя странами не дали пока никаких ответов на вопросы. Перспективные области сотрудничества намечены, но как долго стороны будут работать над их воплощением в конкретный результат – неизвестно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.