В Бишкеке объявлено, что сняты, наконец, все барьеры, мешавшие соединению железных дорог Киргизии и Узбекистаном с Китаем. Об этом заявил журналистам руководитель Генеральной дирекции по проектированию новой магистрали Эркинбек Масадыков. Он сообщил, что прокладку стальных путей от узбекского города Андижан через киргизский Джалал-Абад до китайского Кашгара взяли под свой контроль главы трех стран. По Киргизии пройдет 265 километров дороги, которая соединит север с югом и даст толчок развитию глубинных районов.
По существу вокруг именно этого участка шли многомесячные споры, тормозившие начало строительства магистрали, которая должна стать железнодорожным вариантом Великого шелкового пути. Споры эти объяснялись, во-первых, экономическими интересами участников проекта. Узбекская сторона, например, предлагала так называемый «южный вариант», который проходил через совершенно безлюдные районы Киргизии. А, во-вторых, киргизский вариант требует проходки довольно длинного туннеля через высокий горный хребет. Тем не менее, с помощью Китая, Бишкек сумел отстоять свои интересы.
По замыслам проектировщиков, киргизско-узбекско-китайская железная дорога должна стать кратчайшим путем, соединяющим Восток с Западом, богатый природными и людскими ресурсами Азиатский континент с развитой Западной Европой. Но еще больше значение она имеет для государств Центральной Азии, которые сегодня «зажаты» соседями и не имеют хороших выходов к морским портам и рынкам. В Киргизии, например, до сих пор не используются уникальные запасы полезных ископаемых — золота, цветных и редких металлов, угля. Они скрыты в недрах Нарынской области, которая сегодня со всех сторон блокированной горными хребтами. Да и сама эксплуатация трансконтинентальной магистрали, проложенной через этот регион, по подсчетам специалистов, может принести довольно бедной сегодня республике 200-250 миллионов долларов в год.
Очень важно еще и то, что киргизский отрезок магистрали будет полностью электрифицирован. Это, в дополнение ко всем экономическим выгодам, гарантирует еще и стабильное потребление киргизской электроэнергии. Строительные работы планируется завершить за три-четыре годы. И самым трудным участком будет, конечно же, трехкилометровый туннель на перевале Торугарт.
Так что, если все пойдет нормально, то через несколько лет можно будет с комфортом проехать вдоль древней караванной тропы от берегов Тихого до Атлантического океана. А небольшой Киргизстан станет транзитным транспортным узлом на пути из Пекина в Париж. При этом скорость перемещения товаров между государствами Евразийского континента возрастет в несколько раз.
По оценкам экспертов, новая железнодорожная магистраль позволит Кыргызстану, Китаю, Узбекистану, а также другим государствам ЦА развить собственную инфраструктуру, интегрироваться в мировую и выйти к международным портам Тихого океана и Атлантики. А это, в свою очередь, даст толчок развитию и экономическому процветанию государств этого региона.
Юрий Разгуляев
«ПРАВДА.Ру»
Бишкек
Киргизия
Ссылки по теме:
«ПРАВДА.Ру»:
Независимая газета:
Завтра:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.