1 апреля делегации Китая и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начинают первый раунд переговоров о создании совместной зоны свободной торговли. Проект поистине гигантский. В странах, участвующих в переговорах, на сегодняшний день проживает около 2 млрд. человек, а продукции производится более чем на 2 трлн. долларов в год.
Решение о создании зоны свободной торговли было принято в ноябре прошлого года на саммите в Брунее. В нем принимали участие государства, входящие в АСЕАН, Китай, Япония и Южная Корея. Предполагается, что в регионе, протянувшемся от российско-китайской границы на севере до северного побережья Австралии на юге к 2010 году должна быть создана зона беспошлинной торговли. По прогнозам специалистов, это позволит увеличить объемы торговли между заинтересованными государствами минимум на 50%. В настоящее время этот объем составляет 1,23 млрд. долларов в год.
Безусловно, что лидером в этом интеграционном проекте является Китай. Пожалуй, ни одно государство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (за исключением Японии) сегодня не может на равных конкурировать с китайской экономикой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Китай очень заинтересован в реализации этого проекта. Помимо вполне ощутимых экономических выгод, которые даст ему создание зоны свободной торговли, Китай может окончательно вытеснить Японию с позиций лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем более что японская экономика никак не может выбраться из кризиса, тогда как китайская по-прежнему демонстрирует впечатляющие успехи.
Похоже на то, что Пекин взял на вооружение принцип свободной торговли не только по отношению к странам АСЕАН. Во всяком случае, руководство КНР уже заявило о том, что к 2020 году планируется отменить тарифы в торговле с участниками другой организации – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), куда входит и Россия. Так что это та стратегия, на которую Пекин в ближайшие десятилетия будет делать ставку.
Сама идея создания зоны свободной торговли, которая должна охватить весь Азиатско-Тихоокеанский регион, возникла после печально знаменитого азиатского экономического кризиса 1997-1998 годов. Этот кризис, как и последовавшие за ним спады в экономике США и Японии (основных торговых партнеров азиатских государств) нанесли серьезный ущерб производителям в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. В настоящее время излишняя зависимость от экспорта в Америку считается опасной. Скажем, премьер-министр Сингапура заявил на саммите в Брунее, что это создает особые сложности в связи с замедлением роста американской экономики. Поэтому, добавил он, надо создавать «новый внутренний динамизм», что означает укрепление внутриазиатского сотрудничества.
Если ранее роль главных инвесторов в экономику стран ЮВА принадлежала США и Японии, то уже сейчас им на смену постепенно приходит Китай. Конечно, все это не означает, что китайские бизнесмены вытеснят своих американских и японских коллег. Речь идет об увеличении и ускорении интеграционных процессов, в которых китайские предприниматели уже сейчас одну из ведущих ролей. Их влияниераспространяется не только на азиатский регион. В последнее время бизнесмены китайского происхождения начали активно вкладывать деньги в экономику африканских стран, богатых полезными ископаемыми. Так что перспективы у китайской экономики выглядят впечатляюще.
Возникает вопрос, а каково место России во всех этих процессах? Пожалуй, на данный момент наиболее результативным должно стать сотрудничество между Россией и Китаем в сфере энергетики и строительства транспортной системы, которая должна облегчить доступ китайских товаров на рынки европейских стран. Это именно те области, в которых можно получить достаточно быструю отдачу. Тем более что растущие потребности китайской экономики в энергоносителях Россия может удовлетворять в достаточной мере. Однако это не исключает заинтересованности сторон в сотрудничестве и в других сферах экономики – например, в области высоких технологий.
Пока, на данный момент, можно сделать один вывод – роль Китая в современной международной торговле будет только возрастать. Впрочем, это обстоятельство вряд ли кого-нибудь удивит. Драматизировать этот процесс, пожалуй, не стоит. Гораздо важнее создать такие условия, при которых все заинтересованные государства могли бы наладить долговременное и эффективное сотрудничество. От которого, в конечном итоге, выиграют все.
Справка : АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) была образована в Бангкоке (столице Таиланда) 8 августа 1967 года. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма(Бирма) (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА). В 1992 году в рамках АСЕАН была создана зона свободной торговли (АФТА). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. -Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
Олег Артюков
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
Независимая газета:
Известия:
Lenta.ru:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.