Один из ведущих медиа-магнатов мира, 76-летний Лео Кирх, переживает нелегкие времена. Дела у его компаний идут из рук вон плохо. Долги, по некоторым данным, составляют до 8,8 млрд. евро. А ведь совсем недавно этот германский предприниматель считался одним из самых удачливых бизнесменов, типичным воплощением человека, который «сделал себя сам».
Вообще-то говоря, дорогу в медийный бизнес Кирху проложил не кто иной, как сам Федерико Феллини. В 1959 году начинающему предпринимателю удалось получить права на прокат фильма Феллини «Дорога». При этом он потратил все свои сбережения, да еще наделал массу долгов. Многие знакомые Кирха считали эту затею совершенно сумасбродной. Но фильм Феллини совершенно неожиданно стал пользоваться популярностью у зрителей. Ставка Кирха оправдалась и с этого момента он начал создавать свою медиа-империю.
Вообще Лео Кирх известен своими совершенно неожиданными ходами в бизнесе. Так, он стал едва ли не первым, кто задумался о коммерческом успехе классической музыки. Основанная им компания Unitel занималась (и занимается) исключительно записями классических произведений. С Unitel сотрудничают звезды мировой величины – Монтсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти.
Еще одна ставка была сделана Кирхом на развитие телевизионных компаний. В 1984 году он запустил швейцарский канал Teleclub. Десятью годами позже купил 25% акций испанского Telecinco. В 1999 году Кирх вторгся на итальянский телевизионный рынок, заключив альянс с Сильвио Берлускони. В том же году были приобретены 5% акций компании BSkyB - лидера спутникового телевидения Великобритании (кстати, основной пакет акций этого канала принадлежит британскому медиа-магнату Руперту Мердоку). Но главными для Кирха и учрежденной им медийной Kirch Gruppe стали внутригерманские проекты - бесплатный канал SAT1, а также спутниковый Premiere World (впоследствии к нему добавились Premiere Digital и DFI), за доступ к которому немецкий зритель платит порядка DM60.
Впрочем, дела в спутниковом телевидении у Лео Кирха с самого начала пошли не очень хорошо. Его каналы до сих пор не могут набрать необходимого для успешного развития числа абонентов. Первые проблемы в этой связи у Кирха возникли в 1997 году, когда он вынужден был провести реструктуризацию принадлежащих ему компаний.
Однако главной удачей Кирха стало приобретение прав на показ двух самых зрелищных видов спорта – гонок «Формулы 1» и чемпионатов 2002 и 2006 гг. по футболу. Которые, естественно, отныне должны были транслироваться только на платной основе.
Впрочем, владельцы «конюшен» «Формулы 1» пригрозили организовать альтернативные соревнования, если Лео Кирх продолжит настаивать на введении платы за просмотр трансляций гонок. А это ни много ни мало 350 млн. зрителей. Так что пока германский медиа-магнат был вынужден уступить.
Иная ситуация складывается с футболом. Суммы, запрошенные Кирхом за права на трансляцию матчей чемпионата мира-2002, привели в ужас крупнейшие европейские телекомпании. Первоначально многие из них даже не пожелали обсуждать саму возможность выплаты таких сумм. Швейцария, например, вообще отказалась от идеи трансляции чемпионата. Впрочем, сборная этой страны в чемпионате не участвует. А как быть тем странам, сборные которых попали в финальную часть турнира? Большинство телекомпаний Западной Европы решило транслировать только часть матчей. Полностью же чемпионат смогут увидеть только абоненты каналов Kirch Gruppe.
Стоит отметить, что до сих пор неясно, увидят ли российские зрители мировое первенство. Сначала германская медиагруппа выставила ОРТ и РТР счет на 255 млн. долларов, что превышает годовой оборот этих компаний. Потом ставка понизилась до 160 млн. долларов, а сейчас, по некоторым сведениям, в Kirch Gruppe согласны уже на 30 млн. долларов. ОРТ и РТР тем временем утверждают, что не могут заплатить больше 10—12 млн. долларов (чемпионат-98 во Франции стоил им 4 млн. долларов). Так что единственная надежда на российское правительство, которое, может быть, отыщет необходимую сумму. Иначе футбола российским болельщикам не видать.
Однако империю Лео Кирха уже несколько месяцев сотрясают финансовые неурядицы. Неудачное развитие спутникового телевидения (в которое были вложены огромные средства) на фоне общей стагнации европейской экономики привели к тому, что практически все свои телекомпании Лео Кирх вынужден уступить своим давним партнерам – Руперту Мердоку и Сильвио Берлускони (по совместительству премьер-министру Италии). Кстати говоря, в недавнее время Kirch Gruppe называли в числе возможных покупателей российского телеканала НТВ. Но из-за возникших проблем Лео Кирх отказался от этого проекта.
Впрочем, на карьере германского медиа-магната рано ставить крест. Кирх уже неоднократно доказывал всем свою способность выкручиваться из самых сложных ситуаций. Хватит ли его изворотливости на этот раз?
Василий Бубнов
"ПРАВДА.Ру"
Итоги:
Еженедельный журнал:
КурьерWeb:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.