Пожалуй, нет праздника более почитаемого в Мексике, чем Рождество. Традиционная лихорадка охватывает всех с его приближением: успеть приготовиться к каникулам, к ужину, к обмену подарками, к приходу Королей-Волшебников....
По католической традиции Рождество наступает в ночь с 24 на 25 декабря. Ему предшествуют девять дней, «посада», что в прямом переводе обозначает «постой» или «ночлег». Каждый из этих девяти дней, начиная с 16 декабря, празднуется по вечерам. Посада посвящена воспоминанию о дороге Девы Марии в Вифлеем перед рождением Иисуса.
Празднуют обычно целыми улицами. Для этого заранее бросают жребий или просто решают, в какой день кому принимать гостей, и уж после этого можно приступать к приготовлениям. Перво-наперво следует установить праздничную ёлку, в качестве которой может служить практически любое хвойное дерево, от самой взаправдашней пахучей ёлки до разнообразнейших туек, продающихся с корнем, а потому могущих перекочевать на время в горшок с землёй, а потом быть высаженными около дома. Вместо живой ёлки можно поставить искуственную, привычного зелёного цвета или снежно-белого. Украшать можно, чем душе угодно и фантазией позволено. В дело идёт всё: от универсальных стеклянных шаров до настоящих конфет и крендельков. Всевозможные пышные банты и скромные бантики из цветной фольги и атласных лент садятся на еловые иголки, крашеные в серебро и золотo шишки и орехи - грецкие, миндальные и арахисовые - прирастают к ветвям, появляются вездесущие колокольчики и фигурки ангелков – металлические, пластмассовые и плетёные иэ пальмовых листьев -, вывешиваются деревянные снеговички размером с палец, восковые миниатюрки, сшитые вручную из разноцветного искусственного фетра, бусинок и блёсток игрушки; длиннющие гирлянды и нитки крупных бус охватывают ёлочный силуэт, и уж конечно, никак не обойтись без электрических огоньков, которыми многие страстные любители Рождества расцвечивают не только ёлку, но даже фасад дома и крышу.
А самое главное – установить само «Рождение Христово»: целую игрушечную композицию, инсценирующую рождение Иисуса. Для этого первым делом создаётся соответствующий «сельский» ландшафт: настилается настоящий живой мох и серебристая полынь, приобретённые на рынке, воздвигаются миниатюрные мостики и шалаши, появляются реки из серебристой фольги, расставляются фигурки овечек, лошадей, гусей и прочей домашней живности (иногда присутствуют даже рыбы и киты), после этого появляются статуэтки Девы Марии, её мужа Хосе (Иосифа) и волхвов, а также трёх восточных мудрецов, в мексиканской интерпретации превратившихся в королей-волшебников, которых зовут Мельчор, Гаспар и Бальтазар, а появляются они в качестве всадников на лошади, верблюде и слоне, чтобы поклониться новорожденному мессии и преподнести ему подарки. Керамическая же статуэтка-кукла самого новорожденного Иисуса не появляется в «Рождении» до полночи 24 декабря.
Есть семьи, которые не ограничиваются «Рождением Христовым» в миниатюре, а устраивают настоящий парад из больших фарфоровых или деревянных фигур, занимающий целый двор. Власти многих городов также стараются приукрасить свои владения к великому христианскому празднику, и на центральных площадях появляются монументальные многометровые композиции.
Для посады же необходимо закупить техокотэ, яблоки, изюм, чернослив, сахарный тростник и корицу в палочках для приготовления традиционного пунша, а также килограммы арахисовых орехов, конфет, апельсинов, яблок и хикамы для начинки пиньяты, не забыть свечи и бенгальские огни, проверить наличие стульев и чашек-горшочков для пунша, а если не хватает, то попросить взаймы. Ближе к вечеру в зале с наряженной ёлкой и «Рождеством Христовым», а также во дворе расставляются стулья.
Посада начинается с шествия Девы Марии и Хосе по улице в сопровождении свиты. Роли Богоматери и Хосе как правило исполняют дети, наряженные в соответствующие костюмы; за ними шествуют взрослые со свечами или бенгальскими огнями в руках, распевая песнь-молитву.
После шествия все приглашаются отведать горячего фруктового пунша и мексиканских бутербродов с острыми соусами. Ребятишки с нетерпением ждут разбиения пиньяты, и вот, наконец-то приходит и их черёд. Пиньята из папье-маше, разукрашенная цветной папиросной бумагой, подвешивается на конце верёвки, который перебрасывается через ворота; другой конец находится в руках у одного из мужчин, взобравшегося на крышу. Вся ребятня выстраивается в очередь, от малых до больших, и начинается игра-ритуал на разбивание бумажной игрушки, начинённой сладостями. Участникам завязывают по очереди глаза и дают в руки палку, которой следует треснуть по пиньяте. Задача усложняется тем, что пиньяту раскачивает человек, стоящий на крыше, а самого участника предварительно кружат. Попытка разбиения длится, пока длится стишок-присказка, распеваевая хором остальными детьми и взрослыми:
«Давай, давай, давай,
Не теряй прицела,
Если потеряешь,
То дороги не узнаешь.
Ты ударил раз,
Ты ударил два,
Ты ударил три,
И вышло твоё время.»
Так как глаза у держащего палку завязаны, то частенько вместо пиньяты он попадает по другим местам, вовсе не предназначенным для битья, включая головы рядом стоящих людей.
Когда же кому-нибудь удаётсярасколоть пиньяту, то образовывается куча-мала: все дети бросаются на землю в попытках заграбастать как можно больше сладостей, высыпавшихся из пиньяты...
После Посады наступает рождественская ночь. Как и в любой большой праздник, домохозяйки проводят практически весь день в кулинарных приготовлениях.
Вот, наконец, всё уже готово, но перед тем, как сесть к столу с праздничным ужином, следует завершить ритуал со статуэткой Иисуса. Куклу укладывают в рэбосо или покрывало и раскачивают, как люльку под пение колыбельной песни, которая у каждой семьи может быть своя. Успокоив «ребёнка», его бережно укладывают в специально приготовленную корзиночку или корытце, которое по Библии послужило новорожденному Иисусу колыбелью.
После этого семья садится к пустому столу, украшенному лишь свечами, и все члены один за другим читают молитвы из молитвенника...
В самую последнюю очередь стол накрывается и тогда... Держись, желудок и все прилегающие к нему внутренности! Их ожидают специальные рождественские блюда: острый перец чипотле, фаршированный свежим сыром и обжаренный в кляре; также жареная рыба, приготовляемая из размачиваемого солёно-вяленого филе трески; вареная крупная фасоль айокотэ; сладкий фруктовый салат из свежих яблок, консервированных персиков, грецких орехов и изюма, приправленный сметаной; спагетти со сметанно-ветчинным соусом; «канэлонэс» - вермешелевые пластинки, свёрнутые в трубочки с мясной начинкой под красным соусом и много, много чего ещё. А главное блюдо – копчёная или свежая индейка, фаршированная сухофруктами и орехами, приправленная апельсиновым соком и сыром! На такое блюдо, естественно, потребно большое количество едоков. А ежели таковых в праздничную ночь не ожидается, то можно обойтись и птицей поменьше, вроде курицы, или же куском свиной ветчины, приготовляемой в остром красном соусе адобо или же как будет хозяюшке угодно...
Стаканы или фужеры принимают в свои прозрачные недра лёгкое яблочное шампанское, «Сидру», белое или розовое, по крепости чуть посильнее яблочного сока, а тогда можно пригубить в честь праздника.
На десерт полагается торт или же различные желе и «флан», приготовляемый из взбитых яиц, молока и сахара...
Когда больше нет сил для конструктивного приёма праздничной пищи, можно отвалиться от стола и побрести для отдохновения на диванчик или же и вовсе в спальню до утра, когда снова можно будет заняться поеданием праздничной снеди...
А на Новый Год праздничный ужин повторяется. Единственная разница – ритуал поедания двенадцати виноградин, символизирующих двенадцать месяцев нового года, и каковые следует успеть заглотить, пока часы отбивают свои двенадцать ударов. Желательно каждую проглоченную ягоду приправить одним желанием. Может, и впрямь сбудется?
А все мексиканские дети с нетерпением ждут наступления 6 января, Дня Королей – Волшебников, щедро одаривающих тех ребятишек, что были паиньками в прошедшем году.
А чтобы Мельчор, Гаспар и Бальтазар не ошиблись, выбирая подарки в магазинах, накануне их прихода, самое позднее – 5-го января, всем детям надлежит написать письма с обращением к Волшебникам. Способов доставки существует два: наземный и воздушный. Те, кто избрал первый способ, закладывают сложенное письмо в свою туфлю или ботиночек, каковые перекочёвывают под ёлку. Любители же аэротраспортных средств перемещения привязывают драгоценные письма к воздушным шарикам и выпускают их лёгкие эфирные тела в небо...
Короли – Волшебники имеют привычку приходить ночью с 5-го на 6-е января, когда заинтересованные лица видят седьмой сон у себя в постельке. Однако встречаются и трудности на этом пути: некоторые малолетние личности, особо жаждущие повидать добрых Волшебников, ставят своей задачей не смыкать век в критическую ночь...
На телевидении же в преддверии праздника проводится «Игрушечный марафон», имеющий целью собрать как можно больше игрушек, поступающих от добровольцев, игрушек, которые 6 января будут подарены бедным и беспризорным детям, не имеющим возможности отправить письма добрым Волшебникам...
Вечером же все семьи обычно собираются дома, где разделяют ужин, состоящий из большого вкусного кренделя с орехами и сухофруктами, «роска де рейес», и атоле, молочно-кукурузного киселя. Крендель имеет сюрприз: маленькие пластмассовые куколки, символизирующие ребёнка Иисуса. Те, кому попадутся такие куколки, обязуется пригласить всех остальных на «тамали», то есть угостить завтраком или обедом 2 февраля, в День Сретения...
А главное, что дают все эти рождественские и новогодние празднования – так это возможность побыть вместе всем членам семьи: родителям со своими детьми, братьям - с сёстрами, племянникам - с тётями и дядями, внукам – с бабушкой и дедушкой, со всеми теми, кого любят, но в суматохе ежедневности, в безостановочном круизе по будням, забывают...
Наталья МАЛИНКО.
Мехико.
«ПРАВДА.Ру»
Независимая газета:
ПРАВДА.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.