В послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию на 2001 год пять страниц посвящено внешней политике, но имя Китай, даже не упомянуто. Посетив в конце года два очень серьёзных московских мероприятия, претендующих на интеллектуальный прорыв в оценке кардинальных перемен происходящих в мире на рубеже тысячелетий, я окончательно понял причину этого умолчания. Она оказалась на удивление проста: несмотря на пятитысячелетнюю историю, уникальную иероглифическую культуру, громадное однородное население, значительную и богатую ископаемыми территорию, колоссальную экономику динамического роста, - монолиту китайской цивилизации нет места в стандарте западного мышления. Место в политике есть, а места в парадигме сознания нет.
Дело всё в том, что парадигма - «устои разума» у людей иудейской и христианской традиции опирается на библейскую основу разделения всего и вся на два. Начиная с космической полярности (небо / земля, свет / тьма, вода / суша) на два делятся и все остальные вещи и их отношения в поднебесном мире. Найденная немецкой мыслью 19 века по Р.Х. борьба противоположностей: бытие / ничто, качество / количество, труд / капитал, воина / мир, - задаёт и западный стандарт развития: прогресс вперёд и вверх. В этой, опирающейся на «Книгу Книг» дихотомии , происходит и оценка обстановки современного мира всеми вдумчивыми представителями «Западной цивилизации» и принятие ими решений, суть «ответов на вызовы времени».
04 декабря 2001 года в Московском государственном университете я прослушал лекцию академика А. Чубарьяна «Прощай ХХ век. Взгляд историка». А 20-22 декабря 2001 года в московском фонде С.Кургиняна принял участие в российско-израильском семинаре «Мир после 11 сентября. Место в нём Израиля и России». На обоих мероприятиях и прошедший век и ближайшие перспективы наступившего (с рубежом перемен от событий 11.09.2001 года в США) рассматривались исключительно по схеме деления на два. Причем за всю длинную и изумительно толковую лекцию историка, о Китае не было сказано ни слова, а на блистательном семинаре в докладах и выступлениях политологов и культурологов китайская тема на периферии «конфликта западной и исламской цивилизаций» прозвучала лишь в «сионизированном на два» варианте уйгурского мусульманского сепаратизма-терроризма.
А.Чубарьян историю ХХ века представил в противоположностях: демографического взрыва численности населения планеты при его громадной убыли в воинах, катаклизмах и в порядке превышения смертности над рождаемостью в ряде благополучных стран; глобализации мировой экономики при фрагментаризации мира, росте индивидуализма, сепаратизма, шовинизма; победы либерализма в экономике, политике, идеологии при обострении проблем социальной справедливости; и так далее. В заключении же мудрый армянин сделал неожиданный вывод, лежащий вне древнееврейского стандарта Завета, стандарта предполагающего продолжение борьбы двух. Академик прозорливо предположил, что XXI век станет веком синтеза этих противоположностей. Синтез двух предполагает третье. Это принципиально. Здесь возможен переход в тринитарный стандарт мышления китайской традиции, где развитие это не прогресс вперёд, а перемены в цикле, что и игнорирует западный ум.
Начало ХХI века участники семинара С.Кургиняна представили в новых противоположностях: прогрессирующего прекрасного нового порядка Запада и монструазного фудаменталистского Востока с возвратом в хаос средневековья; всеобщего мира среди партнёров по глобализации и беспощадной войны цивилизаций; сомнений и поисков идентичности в западном блоке и фанатичной определённости исламского терроризма. Как вывод, евреями было сделано стандартное для Завета предположение, что не взирая на все сложности борьбы, конфликт западной цивилизации «демократии и прогресса» с исламской цивилизацией «террора и архаики», Запад, объединившийся в ответ на «вызов зла», за явным преимуществом выигрывает. Хозяин же мероприятия армянин С.Кургинян гениально назвал развёртывающийся конфликт начала XXI века «ассимертичным языческим ответом Азии» . Здесь примечательно то, что в существующую симметрию с делением пополам, добавляется нечто ассиметричное, то есть третье. А полутора миллиардный Большой Китай, не имеющий в своей традиционной идеологии Создателя (Создателя нет ни в даосизме, ни в буддизме, ни в «уставе внутренней службы» конфуцианстве), с позиции ислама есть нация язычников, нация неверных. Прозорливая армянская мысль и здесь бросает, но не переходит мост в китайский стандарт мышления, где всегда действуют связки не двух, а трёх сил. Действуют в соответствии с другой Книгой Начал – китайской классической «Книгой перемен».
Примечательно, что и у евреев в Завете и у китайцев в Книге перемен в начале было не слово, а число. Поэтому принципиальную разницу двух начал, лежащих в основе всего и вся, можно объяснить только через число. Так любой смысл выраженный через число будет либо в аспекте чёт, либо в аспекте нечёт. «В начале сотворил Бог [нечёт] небо и землю [то есть первый чёт]» (Первая Книга Моисея. Бытие 1. 1.). И у китайцев циклические перемены начинает нечётный символ неба ☰ (комбинация трёх нечётных сил «ян»).
Не поняв принцип числа «нечёт/чёт» не уразуметь и разницы устоев разума народа «Срединного государства – Китая» и народов Запада; единого центра (нечёт) и многократно делимой пополам окраины (чёт). При этом сам принцип: «Путь вещей» (по китайски «Дао») это сумма: нечёт + чёт = нечёт. И в христианстве, принцип это мистика триединого - «Троица». И воплотившийся Бог-Слово Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). И первая строчка Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» в каноническом переводе на китайский язык записана как: «В начале было Дао».
В политическом ракурсе библейская основа деления на два звучит так: «Кто не с нами, тот против нас». Именно так сформулирован и нынешний лозунг «антитеррористической коалиции» Дж. Буша – сына. Здесь борьба противоположностей. Здесь как в шахматах: «Белые начинают и выигрывают».
Теория же Председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части сводится к другой формуле: «Мы сами, наши враги и наши союзники». Здесь по Канону перемен одна нечётная (пассивная и реактивная) сила перетягивает две чётные (активные) силы и переворачивает всю связку трёх сил в свою пользу. Китайцы сидят не за «великой шахматной доской» борьбы двух, а за «карточным столом истории», где четыре масти и джокер, минимум три игрока, и побеждает сумма величины карты и масти.
В механике основа деления на два представлена двигателем внутреннего сгорания: впуск – выпуск, поступательное движение поршня между двумя крайними точками. А основа деления на три – это тяговый трёхфазный электрический двигатель: две фазы (обе нечёт «ян») и ноль (чёт «инь»), это вращательное движение сердечника. Иными словами, когда вы едете в горизонтальной плоскости на автомобиле то в двигателе реализуется принцип земного чёта, это древнееврейский Завет каждый день, а когда перемещаетесь в вертикальной плоскости на электрическом лифте, то здесь действует небесный принцип нечёта, это китайская Книга перемен каждый день.
Теперь о том, что происходит с миром в китайском ракурсе. Реконструкция китайских циклов перемен позволяет предположить, что на глазах народов мира происходит очередная смена устоев разума. Парадигма чёта, борьбы противоположностей, знаний и заблуждений, деления мира на два с математической четкостью совпадающая со сменой космических эпох (на смену двух тысячелетней эпохе созвездия Рыб наступает эпоха Водолея) меняется на парадигму нечёта с делением мира на три части, где присутствует не только борьба двух активных сил, но возможно и благополучие гармонии. Там где деление на два, движение задаёт борьба, пружина борьбы раскачивает маятник. Там где три, возможна гармония с непрерывным вращательным движением трёхфазного электрического двигателя, где ноль это не мёртвая точка маятника, а условие электрического тока, условие движение энергии с фазы на ноль. Без ноля нет тока и нет вращения.
И в музыке в двух звуках гармонии нет, только три звука и более (аккорд) могут составить гармонию. Подчеркну: гармония – это соразмерность неравновеликих частей с «золотым сечением» 68 (шахматная партия активных) на 32 (получающий удовольствие реактивный зритель»).
Возвращаясь к политике это значит, что вторая половина ХХ века характеризовалась связкой трёх сил, где активными были блок США и блок СССР, а третьей силой, пассивным демпфером поглощения энергии их борьбы, был Китай. В основном за счёт ресурсов рухнувшей Советской Империи (а за годы реформ в Китай извне пришло примерно 500 миллиардов долларов капитала, тогда как примерно такая же сумма капитала «сбежала» от развалин Советского Союза за рубеж) Китай с неизбежностью Канона теперь меняет свой статус с пассивного на активный. Блок во главе с США с очевидностью остаётся активным. Ослабевшая Россия пассивна, но остаётся третьей силой в связке, так как потеряв в величине карт (валовый продукт экономики, численность населения) сохраняет набор масти (единство языка и культуры при богатстве природных ресурсов). В масштабе геополитики можно добавить ещё и то, что для того, чтобы пересечь Россию с запада на восток всё ещё требуется покрыть большее расстояние, чем для того, чтобы пересечь величайший на планете Тихий океан.
Вывод для России очевиден: чем быстрее в сознании власти и народа Россия расстанется с образом активной сверхдержавы и перейдет к пассивной стратегии заманивания к себе и поглощения технологий, труда и капитала от Запада и Китая, с уклонением от любого противоборства с ними, с увиливанием от активного противостояния другим, с ускальзыванием от прямых вызовов и нажимов, с переходом в зрители, тем быстрее дела в России пойдут на лад, суть будут гармонизироваться.
Что же касается США и Китая, то американцы уже назвали «Поднебесное государство» главным стратегическим противником, Китай же изо всех сил всё ещё пытается сохранить за собой ставший привычным за последние пять поколений пассивный статус. Однако обстоятельствами «непреодолимой силы», набирая совокупную мощь, Китай уже в ближайшие годы вынужденно выдвинется из тени в активное противоборство с Западом и по тому же Канону перемен, как свежая сила победит Запад, выигравший в предыдущей схватке абсолютное первенство, но понёсший при этом большие потери.
А что же в китайском ракурсе происходит на поле «великой шахматной доски»? Здесь, после победы над Советским блоком в холодной воине, противоборство двух систем прекратилось. У победившего блока во главе с США в течение десяти лет жизни без врага пружина толкавшая прогресс почти распрямилась. Без борьбы в сытом комфорте начались и нарастали трудности в экономике, перешедшие в «рецессию» и структурный кризис. Благополучие богатства стало разлаживаться. В этой ситуации для сохранения парадигмы борьбы двух, нужно было хоть как то «подзавести пружину борьбы», поддержать дихотомию торга, ибо без торга нет прибыли, а она, прибыль на капитал, и есть суть западного богатства.
После событий 11 сентября враг был назначен. Для солидности и глобальности масштаба противостояния врагом Западной демократии был объявлен мировой терроризм с исламским лицом. На обозримую перспективу назначили развертывание «конфликта цивилизаций» Запада против Востока. Китай не признаваемый на Западе центром, как всегда отнесли к Востоку, а поскольку в Китае к миру ислама относятся только национальные меньшинства уйгур и дунган, то стали муссировать только этот фактор, замалчивая очевидность того, что национально-культурный то монолит собственно Китая это совсем не тоже самое, что назначено противной стороной в «конфликт цивилизаций». Заодно и всю китайскую культуру на Западе и в России продолжают рассматривать только в дихотомии «ян» / «инь», назначив этой паре математических символов лишь одно конкретное значений противоположности в образе «мужское» / «женское». Но поскольку Китай в шахматы не играет, это не его национальная игра, это игра евреев, в шахматах Китай и не игрок, а незаметный для игроков зритель, то и в схемах на два с Китаем сплошь и рядом получаются досадные ошибки.
Конечно, играя «в шахматы», Запад побеждает разрозненный и манипулируемый мир Ислама, но играя «в карты» Китайский монолит теперь, после смены его статуса с пассивного на активный, Западу не разбить. Главный выигрыш за карточным столом достанется Китаю. Мир же ислама за «карточным столом истории», в силу своей неоднородной сути, не масть, не качество, он джокер, его разыгрывают, он добавляет величину той масти, которая его разыгрывает и так бьет всех.
Тогда на вопрос С. Кургиняна о месте Израиля и России в изменившимся мире, в китайском ракурсе, ответ будет такой: на «великой шахматной доске» места Израиля и России будут рядом, по одну сторону с Западом. Они будут выполнять роль фигур на стороне глобализации, где главная фигура, король – это, безусловно, США. Признанные гроссмейстеры шахматной игры евреи. Здесь в худшем случае за ними – ничья.
А вот за «карточным столом истории», где противоположности двух сторон нет, каждый будет играть свою игру, подыгрывать другим или в пасе, пропускать ход. А правила тут в соответствии с китайской традицией такие. «Глобализация по-американски» рациональна, то есть чёт. Национальная традиция, поскольку зерно всякой веры иррационально – нечёт. Принцип известен: сумма чета с нечётом всегда чет. Значит выигрывает традиция. Поэтому те колена Израилевы, которые останутся верны ортодоксальной традиции Моисея при расчёте останутся в выигрыше, а те, которые будут подыгрывать американскому глобализму – окажутся в проигрыше.
Россия же в связке трёх сил может стать демпфером поглощения, реактивной силой действующей за счет перехвата вектора активных сил США и Китая, может подняться на «реактивной тяге». Поэтому политико-экономической стратегией для России нынешнего поколения должна стать стратегия отхода. В истории России был такой опыт. Кутузов стал великим полководцем и выиграл первую Отечественную войну 1812 года против Запада именно и только на отходе. Стало быть, дело теперь не за новым Петром Великим, Суворовым или Сталиным, а за новым Кутузовым.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.