Юрий Разгуляев: в Киргизии ожидают значительного увеличения потока наркотиков из Афганистана

Две последние недели октября в Ошской области Киргизии правоохранительные органы республики проводили масштабную операцию по проверке контрабандных путей доставки наркотиков из соседнего Афганистана. Поводом для нее стало коренное изменение ситуации в воюющей стране, анализ планов новых политических сил, пришедших там к власти. А главное — отношение их к производству и распространению наркотиков, которые сделали сегодня Афганистан самой опасной страной мира.

За пятнадцать дней масштабной чистки всех каналов, замеченных ранее в транзите наркотиков, было изъято 24 килограмма чистого героина. Это без учета опия-сырца, которые здешние оперативники уже и за серьезный товар почти не считают.

— Так много это или мало с точки зрения профессионала? — спросили журналисты руководителя «Ошской операции» полковника Тимура Исакова. Он работает заместителем начальника Управления по борьбе с наркобизнесом, а еще возглавляет Центр стратегической информации и анализа Министерства внутренних дел Киргизии.

— Судите сами. Из одного грамма героина можно получить от 20 до 40 доз (в зависимости от чистоты зелья). Наш героин, как показал анализ, - высшей пробы. Так вот, изъятого количества вполне хватило бы на миллион уколов. А в Оше живет всего триста тысяч.

К этому, однако, следовало бы добавить еще один штрих. До недавних пор считалось, что пограничники вместе с таможенниками и милицией изымают у наркокурьеров примерно десятую часть их груза. Более строгий анализ, в котором, кстати, участвовал и центр полковника Исакова, показал, что цифра эта сильно завышена. Реально следует считать, что в самых густых сетях застревает всего лишь пять процентов «наркоты». Исходя из этих расчетов, можно предположить, что только через «Ошский узел» за две недели операции прошло около полутонны героина.

— Раньше мы считали главной наркотрассой региона высокогорную дорогу Ош-Хорог, — рассказывает дальше полковник. — Там концентрировали свои посты, туда направляли лучшую технику. И практически перекрыли ее. А вот теперь Памирский тракт опять «задышал».

Некоторые специалисты связывают это с тем, что сегодня по высокогорной трассе идет во много раз больше машин, чем обычно. Автокараваны перевозят гуманитарные грузы для беженцев и пострадавших от войны афганцев. То есть возможности для переправки наркотиков стало намного шире. Однако Тимур Исаков дополняет, что «белая смерть» последние недели пошла и по другим направлениям: Баткен, Алай, Ляйляк, Дораут-Коргон. А это значит, что за старое дело взялись уже «новые власти» Афганистана.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Наркотики всегда были главным источником получения денег для закупки вооружения. Причем не только у талибов. Пожалуй, считают хорошо осведомленные эксперты, «студенты с автоматами» были от наркотиков даже дальше, чем другие политические силы. Можно вспомнить, например, что еще в июле прошлого года лидер талибов мулла Мухаммад Омар запретил выращивание мака на подконтрольной ему территории. Правда, это не помешало талибам собирать традиционный мусульманский налог «зякат» и с тех, кто все-таки сохранил маковые плантации. Однако главную ставку мулла Омар делал все-таки на помощь из Саудовской Аравии.

Другое дело – Северный альянс. У них источники финансирования были явно послабее. Вот и восполняли они их деньгами, вырученными от продажи наркотиков. Погибший недавно Ахмад Шах Масуд, например, имел в Файзабаде специальный завод по производству героина. Занимался этим и генерал Дустум. Строго говоря, северные провинции вообще гораздо более удобны для выращивания мака. Да и граница здесь ближе.

Так почему же, спрашивает полковник Исаков, новая власть, а ее пока, как известно, представляет Северный альянс, будет отказываться от старого, проверенного способа добывания легких денег? Логичнее предположить, что победители, наоборот, пустят в ход даже те запасы, которые лежали у талибов. Им ведь надо закупать новую технику, оплачивать наемников. Кстати, задержанный в октябре в Оше героин маркирован 1997-99 годами.

Ну, а почему главная ставка делается сейчас на северный маршрут — через Таджикистан, Узбекистан, Киргизию? Тоже понятно. Остальные соседи за последние годы постарались наглухо отгородиться от столь беспокойного соседа. Например, Иран вырыл на своей границе глубокие рвы, натянул по периметру колючую проволоку, сконцентрировал здесь войска. Есть, конечно, почти открытая граница с Туркменией. Но от нее очень далеко до основных потребителей.

Вот и выпадает опять Киргизии печальная слава главного транзитного коридора из Афганистана в Россию и дальше – в Западную Европу. Тем более, что и система работы с этим специфическим товаром здесь уже надежно отлажена. Киргизских курьеров не ловят в Москве так часто, как душанбинских. Но это совсем не значит, что каналы здесь более узкие. Наоборот. Из Таджикистана напрямую в Москву идет всего лишь один поезд, слава о котором прошла уже, наверное, по всему миру. Из Бишкека же, а тем более из Ташкента летают десятки авиарейсов, ходят поезда в Сибирь и другие районы России.

Значит, пути и способы переправки наркозелья здесь более отработаны, надежно подстрахованы. Не случайно ведь отряды таджикских боевиков два года подряд пробивали через Баткенскую область Киргизии коридор из Афганистана в Узбекистан. Кстати, 70 процентов афганских наркотиков уже тогда контролировал пресловутый Джума Намангони — лидер Исламского движения Узбекистана. Закономерно также, что именно он возглавлял вооруженные силы талибов на севере страны.

Формально, конечно, сейчас талибы потерпели поражение. Северный альянс занял уже три четверти всей территории Афганистана. Но специалисты по Востоку предостерегают от прикладывания обычных, европейских мерок к этой совершенно необычной стране. Вряд ли стоит надеяться, что таджики, узбеки, хазарейцы смогут установить полный контроль над страной, основным населением которой являются пуштуны. Да и традиции здесь совсем другие. Можно также прогнозировать, что провалятся и все планы западных политиков установить здесь полезный им порядок.

Правительство Раббани ведь уже заявило, что не допустит в страну никакие миротворческие силы, и уж тем более не смирится оно с военным присутствием «неверных». Тут можно ожидать объединения всех вчерашних врагов — от Дустума до Омара. Стоит вспомнить хотя бы сколько раз нынешние лидеры меняли свою ориентацию. Тот же Дустум был, как известно, генералом в просоветском Афганистане, воевал на стороне Наджибуллы со своими сегодняшними союзниками Раббани, Масудом и Хекматиаром, потом бился против них, помогал талибам, потом воевал против вчерашних друзей. И такие же запутанные биографии характерны для всех участников сегодняшнего конфликта. Единственное, что их объединяет, так это ненависть к «неверным», и особенно американцам.

И вот тут мы переходим к самому главному. Строгий анализ перспектив развития рынка наркотиков после победы в Афганистане антиталибской коалиции свидетельствует: героин и опиум для исламских фундаменталистов — это не только большие деньги. Важны, конечно, и они. Но главным является здесь совсем другое. Дурманящее ум зелье фанатики борьбы против западной цивилизации считают таким же оружием, как самолеты, направленные на небоскребы Нью-Йорка. С его помощью они планируют разложить западный мир даже быстрее и надежные, чем любым террором.

Сегодня Афганистан по производству наркотиковобогнал ужеКолумбию и вышел на первое место в мире. Здесь производится, по расчетам некоторых специалистов, три четверти мирового опия и героина. И весь этот поток уже хлынул на мировые рынки, в том числе и в Россию. Цена зелья в Сибири, например, упала до такого уровня, что его свободно покупают уже школьники. В Киргизии же доза стоит еще меньше.

Именно пример этой страны показывает, что ждет общество, которое не сможет устоять перед атакой «белой смерти». Цифры распространения наркотиков здесь приводят самые разные, и порой они просто служат каким-то конъюнктурным целям. Однако есть факты, не хуже цифр характеризующие положение в стране. Торговля наркотиками здесь стала настолько обычным явлением, что руководитель одного из отделов Службы национальной безопасности развешивал героин прямо в своем служебном кабинете. В городе Токмок отчаявшийся отец посадил в клетку своего сына, потому что не мог другим путем оградить его от зелья, которое продается здесь на каждом углу.

Ну, и, наконец, цинизм наркоторговцев дошел до такой степени, что в качестве живых контейнеров они все шире используют молоденьких девушек. И если в Таджикистане их заставляют глотать капсулы с героином, то в Киргизии для перевозки используют другие, интимные места. Работница Ошской прокуратуры Асылкан Орозалиева рассказывает, что в результате этого у бывалых наркокурьерш детородные органы настолько деформированы, что врачи приходят в ужас. Понятно, что рожать после этого они уже не смогут. И это делают мусульмане, на словах пропагандирующие предельную нравственность своих женщин.

Специалисты уверены, что если в новом Афганистане не будет установлен строжайший международный контроль, поток наркотиков из этой страны станет еще больше. Особенно после того, как победители запустят все двадцать построенных здесь заводов по производству героина. Тем более что другой работы в стране, которая воюет уже более двадцати лет, все равно нет. Остается только привычное для большей части населения выращивание мака. А потом переработка его и отправка на внешний рынок.

— Октябрьский выброс на киргизский рынок большой партии героина мы считаем пробным камнем, проверкой нашей готовности, — считает полковник Тимур Исаков. — И еще контрольной проверкой северных маршрутов, которые прокладывались здесь во время баткенских событий.

Северное направление для наркобизнеса, уверены в Киргизии, будет теперь приоритетным. Но оно, конечно же, не закончится в этой стране. Героин пойдет дальше — в Россию, в Европу. А на вырученные деньги будут опять вооружать террористов. Так что не гонки за бин Ладеном, считают уставшие от бесчинства боевиков киргизстанцы, не бомбежки горных пещер подрывают базу международного терроризма. Настоящая борьба с ним — это истребление наркотиков, перекрытие всех каналов их распространения, полное устранение «белой смерти» из жизни современного общества.

— Тем более, — считает полковник Исаков, — что сейчас появился шанс направить на решение этой задачи все силы впервые сложившейся международной антитеррористической коалиции.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Барьер на пути наркотрафика

На главном направлении борьбы с наркомафией

ПРАВДА.Ру:

Правда.Ру Талибов тревожат...

Страна.Ru:

Ситуация в Афганистане может привести к увеличению потока наркотиков в Европу

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить