Заявления лидеров АТЭС по борьбе с терроризмом американские СМИ склонны рассматривать как победу Буша, однако уже тот факт, что ему понадобилась там "добавка" в виде сепаратного американо-российского документа на ту же тему раскрывает неудовлетворенность формулировками "заявления двадцатки".
Цзян Цзэминь, как председательствующий, представил "Шанхайское согласие" - текст совместной декларации, что традиционно принимаются годичными форумами АТЭС. Ее авторы, надо признать, не ограничились пустопорожней риторикой (как это случалось в прошлом), проявили изрядную долю здравого реализма. Они указали на серьезное замедление темпов роста "в основных государствах мира", на необходимость создания "систем социальной защиты" и противодействия угрозам возникновения новых финансовых кризисов, принятия с этой целью в рамках АТЭС (где, между прочим, сконцентрировано 50 % мировой внешней торговли и 60 % производимого в мире валового внутреннего продукта) мер по укреплению законодательной базы экономики, по политике в области конкуренции, по контролю над рынками капиталов.
Упомянуты и задачи создания "Продовольственной системы АТЭС". Наряду с дифирамбами в адрес глобализации признан "здоровый характер" кипящих в мире дискуссий об ее "издержках". Выражена "твердая поддержка" присоединению Китайского Тайбэя к Всемирной торговой организации (ВТО) и "продвижению" дела присоединения к ней России и Вьетнама.
Однако не "Шанхайское согласие" - в центре внимания мировых СМИ: они предпочитают цитировать впервые в истории АТЭС принятый документ политического характера - "Заявление по борьбе с терроризмом". Не случайно же Буш по прибытии в Шанхай сразу же дал понять: свою страну он "в трудный час" покинул прежде всего ради "обсуждения проблем войны с терроризмом", экономика для него - на втором плане.
К моменту проведения данного форума "точечные удары" американских бомб и ракет по Афганистану успели поразить уже и в жилые кварталы, и больницу, и толпы несчастных беженцев, и даже организованные ООН пункты гуманитарной помощи, а сам форум проходил отнюдь не в натовской стране. Следовательно, данное "дипломатическое наступление" Буша, казалось бы, заведомо обречено на провал. Но разве не представлялась априори абсурдной сама акция "возмездия" в обход ООН и вопреки нормам международного права - так сказать, по "законам" суда Линча? Вашингтон, однако, в снискании "международной поддержки" преуспел. Почему?
Мне в связи с этим припомнился анекдот, в давние времена поведанный отцом. Сумасшедшие, рассказывал он, захватили врача, заперлись в палате: "Сейчас тебя съедим!" "А соль у вас есть?" "Про соль позабыли", - огорчились сумасшедшие. "Без нее не годится, но я сейчас принесу", - предложил врач. "Вот спасибо! Только скорей возвращайся!"
Порой мне кажется, что покладистость лидеров некоторых стран в отношении безумной американской "акции возмездия" и безумных угроз "вселенского антитеррористического похода (с применением супер- террористических методов) - подстать находчивости того врача из отцовского анекдота. Ведь впавшему в безумство (либо безумство разыгрывающего)- особенно когда обладает грозной мощью - противоречить бессмысленно и опасно, разумней имитировать "понимание", даже "содействие". Только до какой ступени содействовать? Не возвращаться же в палату с мешочком соли!
При анализе шанхайского Заявления лидеров АТЭС относительно борьбы с террором создается впечатление, что составители меру знают. В тексте бросается в глаза констатация, что борьба с терроризмом должна руководствоваться "Уставом ООН и другими нормами международного права". Ни единым словом не упомянут Афганистан - стало быть, нет и намека на одобрение проводимой там Соединенными Штатами "антитеррористической" акции. По-видимому, одобрение такого текста стало возможным благодаря тому, что документы АТЭС требуют непременного консенсуса, а среди лидеров, собравшихся в Шанхае, не все склонны безропотно следовать "линии Вашингтона". Вот и потребовалось Бушу уравновесить явно его не устроившее "Заявление двадцати лидеров" "Заявлением двоих" - совместным с В.В. Путиным (который, как явствует из сообщения об их двусторонних переговорах в Шанхае, расценил действия США в Афганистане как "взвешенные и адекватные"). Естественно, что в этом двустороннем Заявлении фигурируют и Афганистан, и - в положительном ключе - акция США.
Сие, однако, не означает, будто приоритетом В.В.Путина в Шанхае, подобно Бушу, была "антитеррористическая" и анти-афганская риторика. Для президента РФ главной темой на саммите АТЭС была все-таки экономика. Ей он посвятил большое выступление на Деловом саммите АТЭС, постаравшись внушить аудитории доверие к процессам, протекающим в народном хозяйстве РФ, и к России как деловому партнеру. Именно об экономике шла преимущественно речь в его беседах с гостеприимным хозяином, форума - председателем КНР Цзян Цзэминем, с премьер- министрами Малайзии, Японии, Канады, Вьетнама, с президентами Южной Кореи, Мексики.
Кстати, с Президентом Мексики Висентом Фоксом В.В. Путину, судя по всему, предстоит увидеться через год: ведь следующий форум АТЭС состоится именно в Мексике. А в промежутке между двумя форумами достигнутые в Шанхае В.В.Путиным и другими членами российской делегации договоренности, программные цели "Шанхайского согласия" могут послужить на пользу народнохозяйственным целям России и соседних с ней стран, несколько сглаживая ущерб от "шанхайских побед" Джорджа Буша.
Андрей Крушинский,
ПРАВДА.Ру
Пекин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.