Вчера Китайская Народная Республика без каких-либо торжеств отметила 25-ю годовщину со дня смерти председателя Мао. Какой-то радиожурналист объяснил это так: «Современный Китай далеко ушел от того времени. Сегодняшние китайцы уже не спорят о том, капитализм у них или социализм, их интересует только качество их жизни».
Китай заявил о себе на мировой сцене после революции Мао Цзедуна, кульминацией которой было превращение феодального Китая в современное государство.
В поисках собственного пути Китай умудрился поссориться и с СССР и с США.
А путь этот был нелегок и проходил через болото под названием «культурная революция». Целью Великой пролетарской культурной революции была гармонизация мыслей китайских граждан, а в результате миллионы людей подверглись гонениям, пыткам или просто были убиты во время «массовых политических кампаний». По некоторым данным, в результате этой программы погибло около 1 миллиона человек (начиная с 1966 и кончая 1976 годом, когда 9 сентября в возрасте 83 лет скончался сам Мао).
Собственно, эта культурная революция и заставляет нас сегодня задуматься о психическом здоровье Мао, который руководил страной уже в преклонном возрасте и характеризовался Китайской Коммунистической Партией как «величайшая ошибка и серьезнейший шаг назад в истории китайского социализма».
Эта национальная трагедия проложила путь новой политике экономических реформ, воспринятой преемником Мао Ден Ксяо-Пином, в результате которой начиная с 1978 года в Китае было основано более 350 тысяч фирм с участием иностранного капитала.
Китайская коммунистическая партия по-прежнему сохраняет свою «главенствующую роль», но на место прежней плановой экономике пришла рыночная с самыми передовыми методами управления производством, используемыми в капиталистических странах.
В результате, промышленные товары стали более доступный большинству китайских граждан, но при этом исчезли такие преимущества коммунистической системы как бесплатное жилищное строительства, бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание, гарантированная занятость и гарантированный жизненный минимум. Более обыденным явлением стала коррупция. Постоянно увеличивается разрыв между богатейшими и беднейшими слоями общества.
Таким образом, сегодняшний Китай горазды дальше от страны Мао, чем страна существовавшая до его появления. Хотя его наследие по-прежнему живо среди членов немногих партизанских отрядов.
Например, в Непале один из таких отрядов возглавляет Бабурам Баттарай. После того, как марксистско-ленинская партия, возглавляемая Кумаром Непалом, не получила большинства на выборах, эти силы намерены претворить в жизнь идеи Мао с помощью оружия.
На Филиппинах же гораздо большим влиянием пользуются аналогичные силы мусульман. Другая, не менее влиятельная в Азии сила, также базирующаяся на принципах маоизма, это «Тигры освобождения Тамил Илама» в Шри-Ланке.
Последователи учения Мао есть и в Южной Америке, однако стоящие за ними политические силы слишком далеко ушли от тех принципов, которые излагал великий председатель в своей Красной книге.
Некое подобие маоизма исповедуется и в Европе, среди косовских албанцев, впрочем эту философию здесь заметно выхолостили оружие и жажда наживы.
Такова судьба наследия Мао: оно совершенно забыто на его родине и живо лишь в дали от нее представителями международного терроризма, да и то в слишком уж искаженном виде.
Тимоти Банкрофт-Хинчи
ПРАВДА.Ру
Лиссабон
Португалия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.