Демократия По-британски: в Северной Ирландии 5-летних девочек и Их Родителей пропускают сквозь строй по дороге в школу

…Когда я была такой маленькой, что ещё не знала, что такое расизм, моё воображение совершенно потрясла увиденная мной картинка датского художника Херлуфа Бидструпа «Первый школьный день», изображающая очаровательную афро-американскую девочку, которую любящая мама готовит к американскому «Дню Знаний» — и толпу уродливых раcистов. Включая ку-клукс-клановца с удавкой, которые кричат и нападают на неё по дороге в школу. Я тогда не знала ещё, что это — история, имевшая место в действительности, в таких местах, как Алабама. Мне трудно было даже представить себе, что есть на свете такие дикари, настолько полные ненависти к маленькому человечку только за то, что он — не такой как они. Я помню, как каждый раз, глядя на эту картинку, я плакала, — И все-таки не могла отвести от неё глаз. Я поклялась себе, что когда вырасту, я буду защищать эту девочку и таких, как она.

…С тех пор прошли годы. Изменилось несколько в лучшую сторону положение афро-американцев — по крайней мере, такие в открытую грязные расистские выходки тaм теперь вряд ли кто позволит. Рухнул апартеид в Южной Африке. И только Северная Ирландия остается бастиoном расизма того же типа, который царил там. Сцены, увиденные мной в минувшие дни в Белфасте, как две капли воды похожи на ту давнюю картинку Бидструпа. С той единственной разницей, что девочки в Ардойне, которым взрослые дяденьки и тетеньки не дают ходить в школу, забрасывая их «коктейлями Молотова», камнями и всяческими словесными оскорблениями, — не черные, а белые. Зато они — другого этнически-религиозного происхождения…

Беспорядки вокруг женской школы Святого Креста в Ардойне — северной части Белфаста — начались ещё до школьных каникул. Лоялисты блокировали детям — девочкам, все из которых моложе 11 лет! — дорогу в школу, по которой они ходили всегда. «Нашим оранжистам не дают ходить по Гарвахи Роуд — а мы не дадим вашим детям каждый день ходить в школу!» — вот и вся их «логика».

Российская пресса тогда весьма охотно писала о беспорядках в Северном Белфасте, описывая это как «народный спорт, при котором католики и протестанты бьют друг друга» (почему-то непременно ставя при этом католиков — родителей девочек на первое место), но о причинах того, что происходит, о самом конфликте вокруг доступа для детей в их школу, практически никто не писал. Тогда-то я и послала в «Правду» свою статью об этом…

Родителей девочек надеялись, что за лето лоялистские «горячие головы» поостынут, И согласились пару последних школьных дней в году водить своих детей в школу в обход, гораздо более длинной дорогой (почти на 2 мили длиннее) — в надежде успокоить страсти, тем более, что полиция мало что сделала, чтобы обеспечить тогда их безопасность. Глядя на лоялистов, я невольно вспоминала нашу соседку по улице — деревенскую бaбку, недавно переехавшую в город, которая разгоняла метлой детей коренных жителей квартала с криками: «Не ходите по моему протуару!» (лексика — её — И.M.).

За лето страсти не утихли. Только накалились ещё больше. Оранжистов опять — совершенно обоснованно — не пустили через Гарвахи Роуд. Странно даже сравнивать воинственных сектантов, стремящихся всеми силами оскорбить местных жителей, с маленькими девочками, никому слова не говорящими по пути в школу. Но есть у поведения лоялистов и более далеко идущие замыслы — сорвать мирный процесс, уничтожить Белфастское Мирное Соглашение в целом и вернуться под «родное крылышко» Альбиона. Они не желают знать о том, что в самой Англии все меньше людей хочет, чтобы Север Ирландии оставался в составе Объединенного Королевства.

По последнему опросу, уже более половины англичан решительно высказались против этого — a своим сегодняшним поведением лоялисты только сами рубят сук, на котором сидят.

Власти, которые годами закрывали глаза на бедственное положение католической общины, на её дискриминацию в отношении рабочих мест и получения жилья, больше не могут этого делать — и были вынуждены принять некоторые меры по улучшению её положения, для того, чтобы показать своё стремление к уважению принципов равноправия. И именно это-то и было воспринято в штыки протестантским «люмпен-пролетариатом» таких районов Белфаста, как Ардойн и Шанкилл. Годами этим людям не приходилось предпринимать особых усилий для того, чтобы получить работу — не нужно было даже учиться, «свои» всегда пристроят. 30 лет спустя, когда католическое население, всячески стремившееся все эти годы «выбиться в люди», стало более образованным, чем они, а потребность в неквалифицированной рабочей силе во всем мире резко упала, эти люди считают себя «дискриминируемыми» вместо того, чтобы взяться за восстановление собственной общины, как это сделали 30 лет назад их католические соседи. Они отказываются видеть, что в их сегодняшнем положении они виноваты прежде всего сами (плюс желание британских властей продолжать свою политику, направленную на разделение двух общин).

Гораздо легче найти козла отпущения — в лице маленьких девочек, многим из которых всего по 5-6 лет…

То, что видишь сегодня в Белфасте, непередаваемо на письме. Я пытаюсь себе представить, как было бы, если бы я шла в свою родную 2 среднюю школу на улице Eпифанской, а квартал вокруг неё населяли бы, скажем, грузины, или украинцы, или татары, или литовцы, или представители любой другой национальности, отличной от моей. И им захотелось бы, чтобы я заходила в школу не с Eпифанской, а с Осташева — И свои эти желания они выражали бы бросанием в меня бутылок и гранат И словесными непечатными тирадами. А милиция стояла бы рядом, пытаясь прикрыть меня от бутылок, но не делая ни малейших попыток арестовать хулиганов или разогнать их. Надеясь, что на следующий день я буду настолько напугана, что сама добровольно пойду через Осташева. Потому что милиционеры в большинстве своем — той же национальности, что и те, кто атакуют…. Абсурд? Конечно, абсурд, — для всякого здравомыслящего человека. Но перед нами — «демократия по-британски»…

Наша пресса высказывает сейчас интересные замечания насчёт того, что не правы не хулиганы, которых у нас в CCСР давно бы уже всех упрятали за решетку, а… родители, которые просто ведут детей в школу той дорогой, которой водили всегда, испокон веков, И это никому не мешало. Однако теперь бандитам захотелось, чтобы их вели через черный ход — и, по мнению отдельных журналистов, надо делать так, как они того хотят? Интересная логика у нашей прессы!

Немного предыстории. Женская начальная школа Св. Креста была открыта в 1969 году. Ардойн — район преимущественно католический, но школа находится в протестантском анклаве Гленбрайн. После того, как кончаются уроки, окна наглухо закрываются железными шторами…. Школа, по выражению Сюзанны Брин из «Айриш Таймс», превращается в бункер. В ней нет ничего, что могло бы легко сгореть, — на всякий случай. Но все 32 года ученицы могли свободно и беспрепятственно её посещать. До года 2001…

А теперь — несколько описаний того, что здесь творится вот уже 4-ый день. О чем не хочет писать наша пресса, продолжающая, к сожалению, и гораздо старательнее, чем сам Лондон, исполнять его любимую песенку о «равной вине сторон» и о «столкновении двух групп хулиганов».

Дети и сопровождающие их родители вынуждены каждое утро фактически проходить сквозь строй — как в царское время в русской армии. Шпицрутенов, Правда, нет, но к тому очень близко. «Коридор ненависти», оцепленный королевскими ольстерскими констеблями и армией, но не настолько хорошо, чтобы через них не могли пролететь всяческие метательные орудия и грязные ругательства, — длиной около 300 ярдов. Причем лоялисты при этом утверждают, что полиция «стоит в почетном карауле перед террористами ИРА» – только потому, что родители некоторых из девочек — республиканцы.

«Кто спустил Тайгов (оскорбительное прозвище коренного ирландского населения) с цепи?», «Убирайтесь по домам, фениaнские ублюдки!» — это ещё только самые допустимые для печати высказывания, которыми разражалась толпа лоялистов. Родители, бежавшие сквозь строй, на ходу закрывали уши своих маленьких дочек руками… Одну шестилетнюю девочку эти взрослые дяденьки и тетеньки довели до слез, совершенно всерьез, с ненавистью на лицах, называя её «кретинкой» и «лопоухим ублюдком»… Из толпы раздавались крики: «Да здравствуют Ольcтерские Добровольческие Силы!» и «Давай-давай, Ольстерская Защитнaя Ассоциация!»(протестантские парамилитаритскиеорганизации, которые и по сей день регулярно продолжают атаки на католиков и убийства их).

Родители едва успевали прикрывать девочек от осколков града летящих в них бутылок. Даже уже в самой школе им нет покоя — периодически приходится прятаться под парты, когда начинается «обстрел» окон (где, интересно, в это время находится вся эта доблестная полиция и армия?).

Предоставим слово матерям девочек. «Взрослые мужчины и женщины называли мою девочку фениaнским ублюдком и плевали в нас…. Моя дочка даже не знала, что такое «фениaнец», пока не услышала эти истеричные вопли… Что им сделал ребёнок, которому всего-то 6 лет от роду? Ничего. Нас заверяли, что мы будем в безопасности, но это был чистый террор!»

«Я не позволю моим соседям обращаться с моими детьми как с гражданами второго сорта. Как мы сможем смотреть людям в глаза, если мы согласимся вести детей в школу через черный ход? И где остановятся лоялисты? После этого они, может быть, ещё захотят, чтобы мы входили в магазин, рестораны, больницы с черного хода?»

Пресса подробно сообщила, сколько офицеров полиции было ранено; 41 за 24 часа (ни один из них, кстати, серьезно не пострадал), плюс 2 солдата и 1 собака. 15 самодельных гранат, 250 «коктейлей Молотова» было брошено в детей, 4 автомобиля сожжены. Но мало что можно было прочитать о раненых родственниках девочек — женщинах, в голову которым попали бутылки и камни. Бабушка Лиз Доннелли: «Полиция обещала, что она будет охранять нас, но когда мы приблизились к школе, они вдруг заявили нам: «Возвращайтесь, хулиганы приближаются!». Я только повернулась, чтобы бежать — и тут мне в голову угодил камень… Когда меня уводили, они кричали вслед: «Мы замочим многих из вас сегодня вечером!»

Елизабет Макшейн: «Я провожала свою племянницу, когда меня ранило в голову бутылкой. Самый страшный момент был, когда я лежала на земле, а люди продолжали забрасывать меня… Я была совершенно беспомощна, а они пытались меня добить».

Когда минувшим летом католические жители Ардойна устроили мирный протест против оранжистского парада, полиция не поколебалась ни на секунду и с явным удовольствием разогнала их по домам не только дубинками, но и применила самые современные, запрещенные к употреблению в Англии пластиковые пули. Теперь же, когда разгонять надо «своих», она неспособна даже одолжить вновь у Бельгии (пора бы уже и свои приобрести!) водометы. «Отсутствие решительных действий со стороны королевских констеблей по обеспечению нормальной дороги в школу для детей сегодня показывает подлинно сектантскую сущность этих полицейских сил», — подчеркнула местный депутат от партии Шинн Фейн Маргарет Маккленаган. «Их нежелание разбираться с лоялистами находится в резком контрасте с тем, как они обращаются с католическим населением в Северном Белфасте».

Вчера, на третий день блокады, в девочек бросили самодельную бомбу…. Изабелл Макгранн, мать 7-летней Эммы: «Когда бомба взорвалась, я боялась обернуться и посмотреть назад. Я думала, что все, кто были позади меня, были ею убиты».

Эта бомба, в «метании» которой признались Защитники Красной Руки («творческий псевдоним” вышеназванных прославляемых толпой лоялистских парамилитаристскиx организаций), стала последней каплей даже для такого видного лоялиста, как Билли Хатчинсон из Прогрессивной Юнионистской Партии — сам человек с парамилитаристским прошлым. «Те, на чьeй это совести, должны стыдиться самих себя!» — заявил он. «Протест после этого теряет всякий смысл. Речь уже не идет теперь о детях, идущих в школу. Это – о людях, которые хотят неприятностей, И я не хочу быть частью этого. Мне глубоко тошно. Я даже могу сегодня сказать, что мне стыдно быть лоялистом!».

Экс-парамилитарист Билли Хатчинсон ведет себя, к слову говоря, достойнее «респектабельных” юнионистских политиков типа нобелевского лауреата Девида Тримла, который не только отказывается открыто осудить насилие, совершаемое представителями его общины, но и «подсказывает» им, что нужно делать дальше; «Я опасаюсь, что этот конфликт перекинется и на другие школы!» — многозначительно заявил он, вместо осуждения призвав родителей девочек «позаботитьсяо своих детях» — и встать на колени… Да, от Девида всесильнее пахнет Kу-Kлукс-Kланом: словно герой другой картинки Бидструпа, днём он — респектабельный политик, примерный муж и отец, а «по ночам» призывает к «расширению акций»!

Современные лоялистстские «герои» - «храбрецы» только против самых слабых. Я уже писала недавно о том, как они начали нападать на католических пенсионеров, затем — на больницы, мешая операциям, затем летом они впервые обстреляли в Северном Белфасте детский летний клуб…

И вот — докатились, дошли до ручки. Их «враг» — девочки не старше 11….

По словам газеты «Айриш Таймс», «протестующие проиграли битву за СМИ. Имидж унионизма глубоко пострадал, когда сцены детей, бегущих от полной ненависти толпы взрослых, разлетелись по телеэкранам мира. Большинство наблюдателей не могут согласиться с тем, что протестантские обиды выражаются криками, плеванием в детей и обзыванием их матерей «шлюхами». Контраст между маленькими католическими девочками с размазанными по личикам слезами и взрослыми протестантами, выкрикивающими грязные ругательства в их адрес, — не в пользу последних. Ирландские газеты забросаны электронной почтой из-за границы, в которых иностранные зрители со всего мира называют их «дикарями», «дегенератами» и «нервнобольными».

Вот только два таких отзыва:

«Юнионистское руководство»? То, что мы видим сегодня, — это результат 80 ненормальных лет юнионистского руководства. Как Ольстерская Партия Юнионистов (Трмбла), так и Демократические Юнионисты (Пейсли) могут гордиться собой. Юнионисты нанесли непоправимый ущерб имиджу Северной Ирландии. Бросание гранат в детей — это последняя капля. Эти люди – не лучше, чем нацисты Третьего Рейха».

«Интересно. Лоялисты могут подойти к детям достаточно близко, чтобы бросить в них бомбу. Как тут не спросить: со всей мощью полиции и армии, эти подонки должны были уже к обеду в понедельник сидеть в тюрьме. А тем не менее они вот уже 3-ий день могут приблизиться к детям достаточно, чтобы забрасывать их камнями, бутылками, теперь вот — и бомбами, и плевать в них… Когда в июле католики Ардойна бунтовали, в них было выпущено около 140 пластиковых пул полицией. Выпустила ли она хоть одну пулю по нападающих на детей лоялистaм? Я так не думаю. Почему же нет?»

Теперь весь мир видит, что такое юнионизм на практике, — чтобы ни говорила BBC, сцены в Ардойне говорят сами за себя. Изоляция юнионизма уже сейчас в мире практически полная. Может быть у них остались друзья ещё только в Израиле, среди американских ку-клукс-клановцев, поклонников Тер-Бланша в ЮАР, европeйских неонацистов…

А многие российские издания продолжают «песню про белого бычка» о «равной вине сторон»…

Проснитесь, господа! Или приезжайте в Белфаст — где дьякон Джеффри из единственной здесь русской православной церкви Св. Троицы с удовольствием расскажет вам, как ей тоже пришлось эвакуироваться из Северного Белфаста — из-за тех, кто осквернил её здание потому, что считает, что весь мир должен принадлежать «белым мужчинам протестанского вероисповедания»…

Ирина Маленко

Белфаст

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

ПРАВДА.Ру:

Ирина Маленко: ИСТИННЫЙ ЦВЕТ ОРАНЖИЗМА? КОРИЧНЕВЫЙ! ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ОРАНЖИЗМА”- ПОСВЯЩАЕТСЯ

ОРАНЖИСТЫ СНОВА ЗАШЕВЕЛИЛИСЬ

НТВ.ру:

В Северной Ирландии продолжаются крупные беспорядки

Более 100 полицейских пострадали во время беспорядков в Белфасте

Lenta.ru

Парад оранжистов привел к массовым столкновениям в Белфасте

Радио "Маяк"

Оранжисты торжествуют

В Белфасте пройдет марш сторонников ордена оранжистов

ОРТ

Около тысячи протестантов и католиков учинили минувшей ночью массовые беспорядки в Белфасте

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить