Если в точных науках нобелевские лауреаты подбираются на основе более или менее объективных критериев, то премии за литературу и за миротворчество были и остаются (за редкими исключениями) инструментами "холодной войны".
... "Полку" миллионеров-китайцев за последние пару недель прибыло. Во-первых, это - спортсмены, удостоенные в Сиднее золотых медалей: каждый, как сообщили газеты, награжден правительством на сумму, соответствующую миллиону отечественных юаней (примерно по 120 тыс. долл. США). Во-вторых, это- литератор Гао Синцзянь, коему вчера присудили Нобелевскую премию: 9 миллионов шведских крон (т.е. 915 тыс. долл. США). Но если спортсмены, как это явствует из олимпийских репортажей, размахивали в честь победы алыми национальными стягами и, как истинные патриоты своей Родины, с трудом сдерживали слезы в момент исполнения "Марша добровольцев" (национального гимна КНР), то литератор Гао давно уже поклоняется французскому триколору и "Марсельезе": Родину он покинул 13 лет назад, разочаровавшись в ней из-за запрета, наложенного на одну из его пьес.
Статьи о новоявленном лауреате посыпались как из рога изобилия, но все- под одну гребенку, не различаясь ни фактурой, ни образом мыслей. Авторы дают скупые анкетные данные: родился в 1940 году в южнокитайской провинции Цзянси, изучал в столичном инязе французский, пострадал в "культурную революцию" от хунвэйбинов, печататься в Китае начал в 1978 году. Прилагают перечень произведений ("Дикарь", "Беглецы", "Священная гора", "Голос индивидуалиста", "Без измов", "Другой берег"). Ссылаются на одни и те же цитаты из мотивировочного трактата: награда присуждена за свойственную Гао Синцзяню " грустную проницательность и лингвистическую изобретательность, открывшие новые пути для китайского романа и драмы", за "эротические мотивы, привносящие лихорадочное волнение в его тексты, из которых многие содержат хореографию совращения в качестве основополагающей модели". СМИ в этом отношении откровенней: нажимают на то обстоятельство, что Гао-"диссидент", порвавший с Компартией Китая и осудивший ее (из своего парижского "далека") "за кровопролитие, учиненное на площади Тяньаньмэнь" в 1989 году.
Именно фактор диссидентства предопределил выбор. Антикитайская шпиономания в США, нападки на внутренюю политику КНР под маркой "защиты прав человека", недавняя провокация Ватикана, канонизировашего в день Национального праздника КНР 120 "католиков- мучеников, пострадавших в Китае"- звенья одной цепи. Руководствуясь той же стратегией, что в свое время применялась против СССР, Запад настойчиво стремится овладевать сердцами и умами китайской интеллигенции- потому-то и вспомнили в Стокгольме вдруг о языке 5-тысячелетней цивилизации, чьи представители до Гао Синцзяня ни разу (!) не удостаивались Нобелевской премии за литературу.
Крайняя политизированность Нобелевского комитета еще очевидней проступила на примере "Премии мира". Достаточно глянуть в список претендентов, среди коих фигурировали все чуть ли не все "герои" косовской трагедии: и Клинтон, и один северо-албанский городок ("за помощь албанским беженцам"), и даже наш Черномырдин (за "миротворческое посредничество" на Балканах), и, разумеется, базирующаяся в США организация "Human Rights Watch". Не хватает только Соланы! Победителем же в этой блистательной компании оказался, по воле Нобелевского комитета, опять-таки "человек с Востока" - южнокорейский президент Ким Дэ Джун (за начавшийся на Корейском полуострове мирный процесс, хотя главная заслуга, как признают даже западные СМИ, принадлежит северокорейскому лидеру Ким Чен Иру). Только за то, что посулил американцам на веки вечные обеспечить пребывание на Корейском полуострове их оккупационных войск.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.