В США среди многих “неудобных” скандалов и откровений (чего стоит признание ответственности Джорджа Буша за военную операцию в Ираке) ведется борьба с терроризмом. Она велась где угодно – в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, но сейчас в поле зрения спецслужб попали сами американцы, и Вашингтон старается всеми усилиями оправдать свои действия.
В противостоянии терроризму требуется выдержка и несгибаемость, и США по возможности стараются их демонстрировать. Ширится антитеррористическая кампания, но это приводит лишь к очередному усложнению бюрократической структуры организаций, призванных встать на защиту американского демократического общества. На свет появляются многочисленные программы бесконечных ведомств, заявляющих о все новых угрозах, как внутренних, так и внешних.
В настоящее время в США создается новый мощный орган, выходящий за рамки агентства в традиционном понимании, с помощью которого Вашингтон намеревается бороться с терроризмом, - Департамент оперативной контрразведки Министерства обороны США (Counterintelligence Field Activity - CIFA). По сути, детище Дональда Рамсфельда существует как минимум три года, и сейчас эта секретная служба переживает своего рода “переквалификацию” – значительное расширение ее полномочий и переориентацию сферы деятельности.
Так, если до последнего времени в задачи департамента входило обеспечение безопасности различных объектов Пентагона, а также управление программами контрразведки, которые находятся в ведении военного ведомства, то сейчас на департамент возлагается несколько иная миссия. В ближайшем будущем, согласно предложениям министерства обороны, в сферу деятельности контрразведчиков Пентагона будет входить также расследование случаев военного и экономического шпионажа, государственной измены, саботажа, как со стороны иностранных разведок, так и со стороны террористов.
Таким образом, наблюдается дальнейшее размножение спецслужб и секретных спецорганизаций, которые выполняют одну и ту же работу. И, если вспомнить проблемы ЦРУ (ответственность за провал в Ираке возложили именно на него) и Управление национальной безопасности США (в этом году оно пережило масштабную реорганизацию в связи с обнаружившимися просчетами), работа не всегда спорится. Проблема координации между всеми подразделениями и службами по борьбе с терроризмом в США остается пока не решенной. CIFA призван частично разрешить этот вопрос: под его контролем будет проведение операций, по крайней мере, военных служб контрразведки, а также сбор и обработка данных о террористической деятельности.
В то же время решение об учреждении подобного департамента в рамках минобороны неоднозначно говорит о том, что Пентагон приобретает все больший вес, а ЦРУ с ФБР в этой связи уходят на время на второй план.
Можно предположить, что полномочия и сфера влияния нового департамента будут в дальнейшем лишь расширяться. Более того, согласно одобренным решениям департамент получил возможность выступать с предложениями и инициативами соответствующим подразделениям сухопутных войск, сил ВМС ( The Navy Criminal Investigation Service - NCIS ) и ВВС ( Air Force Office of Special Investigations - AFOSI ), занимающимся расследованиями террористической деятельности на своем уровне.
Очевидно, что Вашингтон намеревается создать унифицированный комплекс по предотвращению террористической угрозы в рамках военного ведомства, который бы всецело сотрудничал бы с другими спецслужбами.
Вместе с тем по вполне понятным причинам с каждым разом новое решение дается Вашингтону все труднее. Общественное мнение настроено, как правило, заведомо отрицательно, и в каждом шаге усматривается лишь новый подвох. Нововведения все чаще воспринимаются настороженно.
Новость о появлении учреждения, которое, казалось бы, призвано поддерживать безопасность и охранять демократию в стране не стала исключением. Внимание, главным образом, было обращено на то, что департамент Минобороны будет заниматься расследованиями внутри самих США. Таким образом, под подозрением оказывается само американское общество, которому памятны методы работы ЦРУ и его секретные тюрьмы.
У американцев и без того растет раздражение к усилению контроля государства в рамках так называемого Patriot Act - свода исключений из Конституции США, принятого в спешке после событий 11 сентября. Более того, Белый дом не устает предпринимать шаги по ужесточению этого акта. Пентагон, в свою очередь, обращает внимание на "Закон об охране прав личности". Предполагается, что согласно поправкам агентства национальной безопасности будут передавать службам контрразведки сведения о неблагонадежных гражданах США и организациях.
Ситуацию также обостряет набирающий обороты скандал с попытками властей отслеживать частную электронную почту и телефонные разговоры – пусть даже во имя безопасности. Непреклонный Конгресс говорит о недопустимости “контроля” над американцами. Круговая порука Белого дома по этому вопросу (одобрение Джорджа Буша, выступления госсекретаря Кондолизы Райс и вице-президента Дика Чейни) также не способствует спокойному продвижению нового “чуда” - CIFA.
Как отметил бывший сотрудник Пентагона, работавший в свое время в отделе контрразведки, Министерство обороны США слишком разветвленная, хорошо финансируемая организация, и ее не следует оставлять без контроля. “То, что вы наблюдаете, - милитаризация борьбы с терроризмом”, - добавил он.
Владимир Высоков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.