Похоже, Украина выбрала наихудший среди различных вариантов поведения с США. В воскресенье вечером из-под какой-то кабинетной пальмы, из полутемной комнаты к народу молвил Виктор Медведчук.
Было одинаковое выступление, для "Эпицентра" - на украинском, и для "Подробностей недели" - на русском языке. И слова главы президентской администрации дают представление о тактике власти в скандале с "Кольчугами":
"Мы изучили отчет, который был предоставлен украинской стороне американскими и британскими экспертами. Я хочу сказать что, безусловно, мы не можем согласиться с теми выводами, которые были сделаны. Украинская сторона предоставила полностью все материалы, которые необходимо было, для того, чтобы сделать объективные выводы относительно невозможности и непричастности Украины к торговле или передаче системы "Кольчуг" Ираку. Несмотря на это, в отчете прозвучали другие мысли, которые, на наш взгляд, являются безосновательными. Именно поэтому сейчас принято решение обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, к комитету 661 по санкциям, для того, чтобы расследование о безосновательных обвинениях Украины в торговле оружием с Ираком было продолжено. Именно с этого начинались когда-то действия Украины, когда письмо министра иностранных дел было направлено в этот Комитет для расследования. Сейчас все необходимые материалы, в понедельник, будут направлены в Совет Безопасности, и мы ожидаем, что там к этим данным отнесутся объективно. И смотря на все эти обстоятельства, и принимая во внимание то, что обвинения фактически с Украины на сегодняшний день не сняты, безусловно, и не принято решение относительно участия Украины в комиссии "Украина-НАТО" в Праге 22 ноября. Абсолютно правильно было замечено президентом Украины Леонидом Кучмой относительно того, что под знаменем обвинений, безосновательных обвинений в незаконной торговли оружием с Ираком, нельзя проводить саммит, и нельзя принимать участие в саммите и в заседание комиссии "Украина-НАТО".
Как можно понять из услышанного, Киев не спешит с ответами на "дополнительные вопросы" США. Хотя, возможно, именно этот шаг мог бы мало-мальски сбалансировать отношения с Вашингтоном, сейчас очень и очень разозленного на Киев. Однако, похоже, власть это не интересует. Вместо этого после услышанного от Медведчука Украина может вообще забыть о существовании американо-британских экспертов.
Банковая прикрывается тем, что дополнительные вопросы (хотя никакие они не дополнительные, и были заданы еще во время визита экспертов в октябре) касаются коммерческой и государственной тайны. По информации УП, в ближайшее время США сами обнародуют как сам отчет, так и "дополнительные вопросы", чтобы прекратить эти спекуляции. (Также УП стали известны детали одного из них. Эксперты хотят узнать больше о продаже "Кольчуг" Китаю, поскольку при этой операции не было взято обещание не реэкспортировать радары.)
Тем временем украинская власть решила идти на обострение с США. Вместо ответа на вопросы она апеллирует к ООН. Шаг правильный — но в поведении тех, кому есть что скрывать. Потому что понятно: ООН — хорошее кладбище для скандала с "Кольчугами".
Во-первых, ООН — это одна из самых бюрократичных организаций мира, которая уже забыла, когда в последний раз доказывала свою эффективность. Во всяком случае, в военных вопросах. Привлечение ООН расширит число участников скандала и, соответственно, по законам Паркинсона, затормозит весь процесс расследования.
Игнорированием ООН при бомбардировке Югославии в 1999 США показали свое отношение к этому органу. И даже если ООН когда-то в своем "расследовании" дойдет до того, чтобы делать выводы, и даже если они будут звучать, что "доказательств продажи "Кольчуг" не найдено", это не убедит США. Потому что они, как никто другие, знают цену инспекторству ООН.
Во-вторых, США знают, что "Кольчуга" - это четыре грузовика, которые можно спрятать в любом ангаре на бесконечных иракских просторах (территория государства — 435 тысячи квадратных километров). Поэтому искать радары в Ираке никто не будет. Тогда где, в Украине? Но почему Киев должен выдать ООН больше информации, чем получили американо-британские эксперты? Может, запрет на распространение секретов действует для США, а для международной структуры — нет? Этот момент в поведении украинской власти Штаты до сих пор не могут понять.
США также знают, сколько нервов и времени занимает проведение необходимых резолюций через ООН. Это только стадия принятия решений, а есть еще и собственно расследование ситуации. Норвежский представитель в комитете 661 сказал, что это "беспрецедентное расследование" может занять от трех до шести месяцев. Америке же необходима правда про "Кольчуги" завтра — так как война с Хусейном запланирована самое позднее через 100 дней, на февраль. И Пентагон не может ждать, чтобы узнать, могут ли "стелсы" спокойно бомбардировать Багдад. Война не планируется за неделю.
"Может, кому-то и хочется сделать эту историю долгоиграющей, удерживая Украину в подвешенном состоянии. Но думаю, что у нас достаточно аргументов и механизмов помешать этому", — заявил Марчук четыре дня назад, комментируя ситуацию с выводами экспертов. Но власть делает как раз наоборот. Истинным мотивом обращения в ООН было обратное провозглашенному — затянуть сроки расследования. И, учитывая серьезность ситуации, такую позицию украинского руководства по крайней мере можно назвать авантюрной.
Однако из сказанного Медведчуком беспокоит еще одно. "Абсолютно справедливо было замечено президентом Украины Леонидом Кучмой, что под флагом обвинений нельзя проводить саммит, и нельзя принимать участие в саммите и в заседании комиссии "Украина-НАТО" , — сказал глава АП.
Не стоит акцентировать внимание на том, что Медведчук вообще не имеет права определять внешнюю политику Украины. Может, конечно, Кучма передал ему часть своих полномочий, однако даже если "гарант" действительно так поступил, то он нарушил Конституцию, поэтому глава АП, юрист по образованию, не должен был выполнять антизаконные распоряжения...
Однако оставим поднадоевшую тему узурпации Медведчуком полномочий Кучмы. Интересное вот что. Если разобраться, то Медведчук по сути признал самодержавие "гаранта". Логика такова: в Украине провозглашен путь в Европу. "Неизменность этого курса" Кучма подтверждает едва ли не раз в неделю. Путь в Европу — это не прихоть Кучмы, а выбор украинского народа. Так как президент объявляет курс не в зависимости от ноги, с которой он утром встал, а исходя из ожиданий народа. Иначе это не президент, а диктатор или монарх.
Итак, украинский народ хочет в Европу, и НАТО — это материальное воплощение общего европейского дома. Но вдруг Медведчук говорит, что сайчас не время проводить саммит "под флагом обвинений". Однако обвинений кого? Украинского народа? Кажется, США имеют претензии к одному товарищу — по фамилии Кучма. Это в пятницу сказал Пайфер: между Украиной и США существует "кризис доверия, который касается высшего уровня украинского руководства", но США будут стараться развивать отношения "на других уровнях".
Медведчук же своим заявлением покрывает этим "флагом обвинений" все государство. Так что, он ставит знак равенства между словами "Кучма" и "украинский народ"? Тогда ему следует поставить этот же знак между понятиями "Кучма" и "авторитаризм".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.