Опет и опет у миру Господу се помолимо... Заштипи, спаси, помилуй... Высокому голосу чредного иеромонаха слаженно вторит небольшой монашеский хор. Это — Високи Дечаны. Это — Сербия.
Если называть вещи своими именами, то это уже не Сербия. Монастырь Високи Дечаны расположен в западной части Косова, которое архитекторы "нового мирового порядка" уже давно стараются сделать "этнически чистым", разумеется, для албанцев.
Для этого надо не просто изгнать сербов из родных мест, нужно сделать так, чтобы они уже не могли сюда вернуться. Недостаточно разрушить дома, осквернить кладбища, затерроризировать людей.
Самое главное — лишить их веры. Поэтому с таким ожесточением уничтожаются албанскими экстремистами православные храмы и монастыри: на территории Косова (чуть больше Московской области) за 1999 — 2002 годы взорвано, осквернено, разрушено 109 храмов. Среди них памятники архитектуры мирового значения и новопостроенные храмы, святыни Вселенского Православия и скромные сельские церкви.
Островками в этом бушующем море ненависти и вандализма возвышаются монастыри: Печская Патриархия и Грачаница, Свети Архангели и Високи Дечаны... Если бы не вооруженная охрана силами KFOR (международные миротворческие силы), то их бы давно уже не было. И это не пустые слова. 10 июня 1999 года, по соглашению, которое подписало прежнее югославское руководство с силами НАТО, войска Югославской народной армии оставили монастырь Девич в центральной части Косова.
Спустя два дня, 12 июня, монастырь был взят под охрану французским батальоном KFOR. Но этого времени вполне хватило боевикам АОК (Армии освобождения Косова), чтобы вломиться в женскую (!) обитель, учинить там погром, разбить тяжелую мраморную раку над мощами преподобного Иоанникия, осквернить иконы. До сих пор, как напоминание об этих днях кошмара, висит в монастырском храме перечеркнутая ножом крест накрест икона Пресвятой Богородицы с процарапанным тавром "АОК".
Когда, провожаемый пристальным взглядом итальянских миротворцев, входишь в ворота монастыря Високи Дечаны, то сразу ощущаешь, что попал в другой мир. Сразу забываются бронетранспортеры, солдаты, хмурые чернобородые "шкиптары" (самоназвание косовских албанцев). Нет, они остаются, но где-то там, за стенами обители. А здесь братия живет своей иноческой жизнью: молитва, труд, молитва...
-- Добре дошли, -- встречает нас иеромонах Савва (Янич). — Мы рады приветствовать гостей из далекой России. Русская Православная Церковь всегда поддерживала нашу справедливую борьбу за право жить и молиться на своей земле. Святейший Патриарх Алексий — большой друг Сербии, мы любим его и молимся о нем.
Отец Савва — помощник наместника по приему гостей. Каждый, приезжающий в монастырь, сразу чувствует на себе отеческую заботу этого молодого, но много пережившего иеромонаха. Несколько лет он провел в Соединенных Штатах, своими глазами видел "общество всеобщего изобилия" для избранных. А теперь воочию наблюдает "новый мировой порядок" для несогласных с американским образом жизни. Но главное послушание отца Саввы — интернет-сайт Рашко-Призренской епархии (она включает в себя территорию Косова и Метохии).
Если у читателя есть возможность путешествия во всемирной паутине, то очень рекомендую заглянуть на www.kosovo.com . В мутном потоке обмана и фальсификаций, которым изобильно пичкают нас прозападные СМИ, очень важно своими собственными глазами убедиться в реальном положении дел.
На сайте епархии, кроме обильного фото- и видеоматериала, представлены сообщения практически из любого уголка Косова, где еще остались сербы. Но отец Савва не только собирает информацию и готовит ее для сети. Его перу (точнее — клавиатуре) принадлежат обзорные, аналитические, прогнозные статьи о ситуации в Косово.
Мой мобильный телефон не действовал на территории Косова, поэтому я очень обрадовался, увидев выход в Интернет, и попросил благословения отца Саввы послать весточку по электронной почте в Москву. Он, конечно, не возражал, но как-то извиняюще попросил:
"Только не очень долго, пожалуйста".
Лишь потом узнали мы, что монастырь полностью изолирован от внешнего мира: своя мини-электростанция, топливо для которой привозят миротворцы KFOR, своя система водоснабжения и канализации. Единственная связь с внешним миром — мобильный телефон, но и тут новые хозяева проявили свой "свободолюбивый" нрав — телекоммуникационная сеть в Косово отделена от югославской: если во всей стране префикс перед набором мобильного номера 063 или 064, то номера в Косово имеют префикс... княжества Монако.
Поэтому и любой выход в Интернет возможен только через мобильный телефон. Даже учитывая, что в Югославии, как и во всей Европе, мобильная связь дешевле обыкновенной, каждый звонок обходится обители недешево.
Ровно в 15 часов монастырский двор обходит послушник с клепалом. Это небольшая деревянная доска, которая несется на левом плече. В правой руке — деревянное било. Значит -- пора на молитву.
По уставу монастыря Високи Дечаны каждый день, кроме Великого поста, в обители совершается молебен с акафистом Пресвятой Богородице. Невольно подумалось: может быть, именно заступничеством Пречистой Девы и сохраняется этот монастырь в теперь чужой, но все равно родной, стране.
Акафист неспешно читает настоятель игумен Феоктист. Высокий, статный, не слишком молодой, но и не старец. Только уж очень много седины в его черной, как смоль бороде, да какая-то затаенная грусть в глубине внимательных глаз. Кстати,такую тень скорби мы видели у многих косовских монахов, даже у таких жизнелюбцев как отец Петр (Улемек) из Джурджу Ступове или уже упомянутый отец Савва. То ли это покаянный иноческий плач о грехах своих, то ли это печаль о потерянной Родине... Бог знает.
В 17 часов братия снова собирается в храм. Совершается уставная вечерня. Как приятно было увидеть на клиросе знакомые богослужебные книги. На многих из них гриф: "Издано по благословению Святейшего Правительствующего Синода".
"Эти книги, -- говорит регент-уставщик хора иеромонах Иларион, -- подарены нам в тридцатые годы, когда здесь находилось много русских".
Со свойственным тактом отец Иларион умолчал о том, что именно Югославия дала приют сотням тысяч русских беженцев, не по своей воле покинувших родную землю. Многие из них нашли здесь последний приют.
В монастыре, впрочем как и в приходских церквах Сербии, утреня, как правило, совершается перед Божественной литургией. Поэтому она начинается очень рано — в пять часов утра. Но, несмотря на это, за несколько минут до возгласа чредного иеромонаха все уже стоят на своих местах: от игумена до послушника. Шестопсалмие, по традиции, читает сам настоятель.
Напевы Сербской Церкви несколько непривычны для привыкших к русскому обиходу, но довольно быстро ложатся на слух и перестают удивлять. Возможно, это связано с долгим господством турок, которые пытались привить сербскому народу свои музыкальные вкусы, отчасти связано с близким соседством греков.
Тем не менее, когда на Бог Господь хор первый раз пропел тропарь мученице Акилине (ее память совершалась в тот день), то регент знаками дал понять, чтобы второй раз это сделали русские гости. Насколько это удалось, не нам судить, но и в последующем нам доверяли несколько раз пропеть катавасии и стихиры утрени.
И вот пришло время Святой Евхаристии. На престоле — Истинное Тело и Истинная Кровь Христа Бога нашего. Весь мир как бы сжался до алтаря монастырского храма. Нет слов, чтобы выразить священное благоговение перед великой тайной Вочеловечения Божества.
О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего...
В полдень в монастырь приехал епископ Захолмский Афанасий (Евтич). Известный богослов, студент, а потом преподаватель знаменитого Свято-Сергиевского института в Париже, свободно владеющий шестью языками, он оказался прост и доступен в общении. Он спешил в Грачаницу, один из оставшихся в Косово монастырей, расположенный рядом с Косовым полем — местом немеркнущей славы сербского народа.
На нем в 1389 году князь Лазарь вместе со своими витязями принял мученическую кончину. Потерпев поражение на Косовом поле, маленькая Сербия, хоть и на долгие шестьсот лет подпала под турецкое владычество, но заслонила собой Европу от нашествия агарян с юго-востока.
Настроение у владыки было хорошее. Он радостно приветствовал братию и, после краткого молебна в храме, благословил небольшую трапезу. Узнав о русских гостях, епископ оживился.
"Я недавно смотрел фильм "Сибирский цирюльник" вашего режиссера Михалкова. Очень интересно, особенно эпизод в Америке на учениях".
Кто-то из братии спросил владыку о косовских проблемах. Лицо епископа сразу посерьезнело, и на лице проглянула уже виденная нами тень печали. "Сербия без Косова — как тело без сердца, если мы уйдем отсюда, то уже не можем называться сербами".
Приложившись к монастырским святыням и простившись с каждым из братии, епископ Афанасий в сопровождении эскорта миротворцев на броневиках отправился дальше. Насельники разошлись по своим послушаниям.
Наступило время и нам оставить гостеприимную обитель. Перед отъездом мы снова направились в соборный храм Вознесения Господня. Здесь, у святых мощей краля Стефана Уроша и его сестры Елены, в памяти невольно встали картины прошедшего дня. Кажется, он вместил в себя гораздо больше, чем обычные двадцать четыре часа.
Косово... Нет для серба более дорогой земли на свете. Обильно политый кровью мучеников, ныне этот край переживает тяжелое время. Но верим, что молитвенным предстательством великого Саввы, Архиепископа Сербского и всех святых, просиявших в этой братской православной стране, Всемилостивый Господь защитит от бесчестия и поругания древние святыни Косова.
Священник Владимир Александров
"Русское Воскресение"
На снимке: разрушенный православный храм в Косово. Фото: Voskres.Ru — Religio.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.