Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) активно заявляет о себе и продолжает наращивать свой потенциал, планомерно реализуя поставленные перед странами-участницами Договора цели и задачи. Прошлая неделя была насыщена важными мероприятиями: прошли заседание Совета Министров иностранных дел ОДКБ, заседание Совета Министров обороны государств-участников ОДКБ, а также встреча Комитета секретарей советов безопасности, на которых обсуждались актуальные проблемы, стоящие перед организацией.
Как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, ОДКБ за все время своего существования доказала свою необходимость, прежде всего, для поддержания мира и безопасности в Центральной Азии – зоне непосредственной ответственности организации, которая готова оправдать свой международный статус. Министр обороны России Сергей Иванов, в свою очередь, не исключил возможности расширения ОДКБ, подчеркнув открытость организации.
Для справки
В ОДКБ, учрежденную в 2002 году, входят Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Белоруссия. В 2003 году форум был зарегистрирован в ООН как региональная международная организация.
Хотя повышенное внимание стран-участниц организации по-прежнему сосредоточено на Центральной Азии, не в последнюю очередь ОДКБ тревожит беспокойная обстановка в Афганистане. Несмотря на присутствие там многотысячных сил НАТО, Афганистан остается неистощимым поставщиком наркотиков (т.н. северный маршрут, по которому героин и опиум попадают в Восточную и Западную Европу) и мусульманских фундаменталистов.
В связи с этим в отношении Cевероатлантического альянса в очередной раз прозвучали замечания, принадлежавшие секретарю Совета безопасности России Игорю Иванову. Он, в частности, заявил: “Нет стабильности в Афганистане и Ираке. Сложная обстановка на Южном Кавказе. Прессинг политических и военных структур НАТО и США на Центральноазиатском направлении повышает степень напряженности в регионах ответственности ОДКБ".
Иванов в очередной раз указал на неспособность Альянса справиться с объемом задач, который он сам на себя взвалил, провозгласив Центральную Азию зоной своих стратегических интересов. Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, в свою очередь, тут же обратил внимание на разницу между авантюристской заинтересованностью НАТО в регионе и серьезной ответственностью ОДКБ, которая была подкреплена решением о создании в рамках организации миротворческих сил. Они будут принимать участие в операциях по поддержанию порядка и безопасности там, где это потребуется. В Брюсселе, видимо, должны сделать соответствующие выводы в ближайшее время.
Однако при таких довольно жестких заявляениях российских представителей сохраняется необходимость налаживания отношений между двумя структурами, у которых, как известно, общая благая цель: нормализация обстановки в регионе, пресечение террористической деятельности, нераспространение оружия массового уничтожения и снижение оборота наркотиков.
НАТО со своей стороны не очень торопится идти на контакт. В словах официальных лиц Североатлантического альянса угадывается, что двум организациям только предстоит преодолеть разногласия и взаимные страхи в налаживании сотрудничества. Тем более не стоит забывать, что изначально ОДКБ создавалась как сдерживающий фактор дальнейшего расширения блока НАТО на Восток. Россия неоднократно заявляла о вторжении альянса в зону ее традиционных интересов, и активизация организации – реакция на его наступление.
Так, не исключается, что для Украины и Грузии могут быть введены упрощенные схемы для их интеграции в заморский блок - в ближайшей перспективе “освоение” Крыма и грузинского порта Батуми. То есть НАТО вплотную приблизится к Черному морю, к которому сохраняется устойчивый интерес: альянс давно изъявлял желание расширить сферу действия своей военно-морской операции, известной как “Активные усилия”, направленной на борьбу с терроризмом, и вывести свои корабли за пределы Средиземного моря. Центральноазиатские нефтяные месторождения – еще один немаловажный аспект: Брюссель уже высказывался ранее о готовности обеспечить безопасность нефтегазопроводов.
Таким образом, у “взаимодействия” существует оборотная сторона: под прикрытием “сотрудничества” расширить территорию своего присутствия и контроля. Все это говорит о том, что ОДКБ пока находится в положении защищающегося, занявшего вполне твердую позицию и поставившего перед собой цель – заставить считаться с собой и со своим мнением, в т.ч. относительно положения дел в Центральной Азии. Как подчеркивают в ОДКБ, североатлантический альянс не способен в одиночку контролировать регион, и диалог, таким образом, неизбежен. Тем более что впервые о разделении интересов и деятельности по поддержанию стабильности и безопасности на территории Южного Кавказа и Центральной Азии было заявлено на Стамбульском саммите 1999 года. Очередная попытка осознанного сближения была предпринята в прошлом году.
В следующем, 2006-м году, как ожидается, ставки могут значительно возрасти в связи с развитием другой структуры, также занятой в регионе, – Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), которая в числе многих других занимается вопросами военно-технического сотрудничества в рамках борьбы с терроризмом. Участие России в шанхайской организации наряду с Китаем (военный бюджет которого самый крупный в мире после американского) и странами Центральной Азии должно дополнительно стимулировать НАТО и США к конструктивному сотрудничеству. Не стоит забывать, что в Брюсселе и Вашингтоне не так давно высказывались опасения, что Россия и Китай могут пойти по пути создания военного альянса на основе ШОС – “евразийской военной конфедерации”, который может составить серьезную конкуренцию НАТО. Однако пока более правдоподобным выглядит союз ОДКБ и КНР на фоне поддержки ШОС. По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, “России сегодня и на ближайшую, да и на далекую перспективу интересно и целесообразно, а самое главное очень полезно иметь союзнические отношения с Китаем, взаимодействовать с КНР как с союзником. Мы от этого только выиграем. Тем более что Китай тоже в этом заинтересован”. Он также отметил, что Пекин ”имеет колоссальные стабилизирующие возможности, особенно в Центральной Азии”.
Для справки
Постоянными членами ШОС являются: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. В июле этого года в группу наблюдателей наряду с Монголией вошли Индия, Пакистан и Иран. Совместное решение о создании Шанхайской организации сотрудничества было принято в июне 2001 года.
Уже на этой неделе должна пройти сессия Совета Россия-НАТО, на которой речь пойдет о развитии отношений между двумя полноправными международными блоками, вынужденными так или иначе “делить” Центральную Азию, и Брюссель должен сказать свое слово по конкретным предложениям своего евразийского партнера.
Владимир Ядута
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.