В преддверии официального визита Владимира Путина в Японию местные СМИ распространили информацию о том, что Россия готова предложить Японии совместную эксплуатацию ресурсов Южных Курил. Параллельно на Сахалине в продаже появились учебники, в которых карта России изображена без четырёх спорных островов Курильской гряды.
Тема принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи является главной на всех встречах российских и японских руководителей. За это время с обеих сторон прозвучало множество предложений, которые визави отвергали. При этом перед каждой новой встречей Путина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми японские СМИ снова начинают говорить об уступках с российской стороны.
За комментариями по поводу последних событий в российско-японских отношениях, а также об их развитии в целом «Правда.Ру» обратилась к политологам Борису Макаренко и Александру Пикаеву.
Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий:
Совместная эксплуатация спорных островов не является шагом к их окончательной передаче Японии. В Кремле это прекрасно понимают. Поэтому могут на это пойти. Что касается учебников, то тут важно, были ли они рекомендованы министерством образования. Если они просто издаются на японские деньги, то это просто очередная РR-акция к приезду Путина в Японию. Если же Минобразования их рекомендовало, соответствующим чиновникам будет объявлен выговор. Эти факты мало отразятся на ходе переговоров.
Прорыв возможен?
Вряд ли. Ни Россия, ни Япония не отступят от своих позиций. Отмечу, что отсутствие мирного договора препятствует развитию двусторонних отношений, в частности, в экономике, поскольку японские компании привыкли работать под государственные гарантии. Однако сотрудничество есть – вспомним о строительстве газопровода, проектах строительства заводов по сборке японских автомобилей. С этой точки зрения всё не так страшно, хотя и неприятно. Да и отсутствие мирного договора не означает практическое состояние войны.
Александр Пикаев, заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН:
История с учебниками никак не повлияет на двусторонние отношения и не означает, что Россия готова отдать спорные острова. Сколько подобных историй уже было. Что касается совместной эксплуатации Южных Курил, то российская сторона уже неоднократно выступала с подобными предложениями, а Япония их отвергала. Вопрос решается очень трудно и упирается в недавнюю историю.
Кстати, об истории. Япония оспаривает принадлежность островов на основании договора в Сан-Франциско от 1951 года и советско-японской декларации 1956 года…
Не совсем так. Дело в том, что Япония не ратифицировала декларацию 1956 года, хотя в ней и содержалось упоминание о возвращении японцам Шикотана и Хабомаи. Договор в Сан-Франциско – иной вопрос. Дело в том, что СССР его не подписал, а там, в свою очередь, говорилось об отказе Японии от Курильских островов. Но весь вопрос в том, что географические рамки Курильских островов там не очерчены, и японцы за это цепляются на основании того, что четыре спорных острова принадлежали к одной из префектур Хоккайдо. Найти правого в историческом и даже правовом смысле очень трудно.
Можно ли говорить о ползучем реванше Японии в отношении России? Тем более что японцы воссоздают полноценную армию…
Это всё-таки слишком резко. Японцы просто хотят быть как все – с такой же армией, как и другие. Тем более, когда речь идёт об усилении Китая. Кстати, многие российские военные аналитики готовы смотреть на создание японской армии сквозь пальцы – именно исходя из потенциальной угрозы, идущей от Китая. Как мне кажется, теми же соображениями в годы правления Путина руководствуются и в Кремле – когда речь заходит о Дальнем Востоке, глава государства постоянно пытается не замыкаться на один только Китай. В свою очередь, многие японцы видят в России противовес Китаю и готовы поэтому теснее с ней сотрудничать. Да и Запад тоже.
В то же время страны Запада неоднократно требовали от России передать острова Японии…
Да, это так. США всегда подчёркивали своё мнение по этому поводу, но жёстко с Россией по этому вопросу до сих пор не говорили. Европарламент принял безобразную резолюцию – но чего он только не принимал, да и Еврокомиссия не взяла её на вооружение. Я думаю, что части элиты той же Германии хочется создать прецедент, по которому Россия уступает кусок своей территории.
Будет ли поставлен вопрос о постоянном членстве Японии в Совете Безопасности ООН?
Будет. И мы можем перехватить инициативу у США. Американцы на словах поддерживают стремление Японии, но на деле и пальцем для этого не пошевельнули. Скажем, Россия может предложить формулу «мирный договор и решение территориального вопроса в обмен на постоянное членство в Совбезе ООН». В конце концов, между постоянными членами Совбеза ООН не должно быть территориальных споров.
Прорыв на встрече Путина и Коидзуми возможен?
То, что визит Путина состоится, – уже прорыв. Как и то, что Коидзуми был в Москве на 60-летии Победы. В то же время в Японии должны понимать, что накануне 2008 года руководство России просто не имеет права смягчать свою позицию – избиратели не поймут.
Иван Шмелев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.