Министр иностранных дел России Сергей Лавров по окончании своего визита в Ташкент заявил, что Узбекистан готов вступить практически во все организации, созданные в рамках СНГ по инициативе России. Это может означать полную переориентацию внешней политики Узбекистана с США на Россию.
«В Ташкенте мы обсуждали перспективы взаимодействия, в том числе по линии ОДКБ. Узбекские партнеры проявили соответствующий интерес. Я думаю, что наше взаимодействие и в рамках ЕврАзЭС, и налаживание практических контактов по вопросам безопасности, в том числе и с учетом возможностей ОДКБ, будет успешно развиваться», - сказал Лавров на встрече с Владимиром Путиным.
Если Узбекистан присоединиться к Договору о коллективной безопасности, то можно будет говорить о том, что президент Ислам Каримов сделал ставку на союз с Россией по всем направлениям. Ранее он уже объявил о вступлении в ЕврАзЭС, которое поглотило существовавшую ОЦАС (Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества, куда входил и Узбекистан).
Отметим, что Ташкент входил в ОДКБ с момента его создания в 1992-м и по 1999 год, когда на карте СНГ появился ГУУАМ – организация в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, ориентированная на союз с Западом и прежде всего с НАТО. По мнению ряда экспертов, это произошло сразу же после терактов в Ташкенте зимой 1999-го. Россия в последние годы правления Бориса Ельцина всё больше деградировала как влиятельная сила, и иметь с ней дело в противовес растущему могуществу США было для Узбекистана бессмысленным. Каримов боялся исламского фундаментализма, а неспособная справиться с ним на своей территории Россия казалась ему куда более зыбкой опорой в борьбе с ним, нежели американцы.
После 11 сентября 2001 года Каримов предоставил американцам военный аэродром в Ханабаде и тем самым стал ещё больше ориентироваться на Вашингтон. В то же время Россия постепенно восстанавливала контроль над ситуацией в Чечне и всё активнее возвращалась в Среднюю Азию. В этот момент руководство Узбекистана выразило готовность предоставить военную базу и своему бывшему союзнику. Кроме того, узбекское руководство стало теснее работать с Россией и Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Тем временем в Грузии и на Украине произошли «цветные революции», а руководство Молдавии, дабы остаться у власти, резко сменило внешнеполитический курс, ставший ещё более прозападным. В западных СМИ разрыв Узбекистана с США связывают с событиями в Андижане 13 мая этого года, однако ещё 22 апреля в Кишинёве ГУУАМ превратился в ГУАМ – Узбекистан решил покинуть эту организацию, опасаясь стать следующим в череде революций.
События в Андижане увеличили скорость дрейфа Ташкента от Запада. В то время как США и ЕС настаивали на международном расследовании событий, подразумевая ведущую роль своих экспертов, Россия выступила против этого, выразив полное доверие узбекским следственным органам. После этого Узбекистан потребовал от американцев уйти из Ханабада и получил полную поддержку своим планам на встрече ШОС в Астане в начале июля.
В такой ситуации движение в сторону России никак не казалось невозможным – тем более что узбекское руководство, напуганное событиями в Андижане, нуждалось в союзниках по борьбе с фундаментализмом. А Москва как никто другой могла понять озабоченности Ташкента – ей самой приходится сталкиваться с похожими проблемами не только на Северном Кавказе, но и в других регионах, где активно действует запрещённая в Узбекистане партия «Хизб-ут-Тахрир». Первым шагом на пути практического сближения Ташкента с Москвой стало вступление Узбекистана в ЕврАзЭС. А возможное присоединение Узбекистана к ОДКБ кажется логическим продолжением присоединения к этой организации, вполне укладывающимся в новый курс узбекской внешней политики.
Иван Шмелев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.