13 октября отметила свой юбилей едва ли не самая известная женщина-политик второй половины ХХ века. Бывшему премьер-министру Великобритании, «Железной леди» Маргарет Тэтчер исполнилось 80 лет. Ей было суждено не только сыграть существенную роль в истории, в том числе и отношений СССР и Великобритании, но и изменить представление о женщинах-политиках, став воплощением «английской мечты». Недаром уже при её жизни в политический лексикон вошло понятие «тэтчеризм».
Будущая глава правительства появилась на свет в маленьком городке Грэнтхэм, к северу от Лондона, под именем Маргарет Робертс. Её семья владела небольшой бакалейной лавкой, и именно в ней она освоила азы предпринимательской деятельности. Амбициозная Мэгги решила не останавливаться на начальном образовании, как родители, и жить скромной жизнью в маленьком городке. Её тянуло на большие свершения. В то же время она впитала в себя консервативный дух родного города, который пронесла через всю свою жизнь и будущую политическую карьеру.
Окончив с отличием один лучших колледжей Оксфорда, она поступила в знаменитый Оксфордский университет, где стала учиться на химика. Параллельно она примкнула к университетской организации Консервативной партии, где получила первый довольно значительный политический опыт, возглавив её в 1946 году. В 1947 году она получила степень бакалавра по химии, а спустя четыре года вышла замуж за Дениса Тэтчера – выходца из богатой семьи. В первые годы замужества Тэтчер показала свой железный характер – будучи беременной, она решила не бросать второе высшее образование, и в 1953 году, спустя четыре месяца после появления на свет детей-близнецов, сдала бакалаврский экзамен по праву. После этого она занялась адвокатской практикой.
1959 годом датируется появление Тэтчер в большой политике – разумеется, как члена Консервативной партии. Она впервые побеждает на выборах в Палату общин, став депутатом от одного из округов Лондона. И с этого момента карьера Мэгги шла только в гору. В 1961 году премьер-министр Гарольд Макмиллан назначил Тэтчер парламентским секретарем министерства пенсий и национального страхования. В 1967 году будущий глава правительства Эдвард Хит сделал её теневым министром газа, электричества и атомной энергии, позже - министром транспорта, образования и науки. В 1970 году последняя должность перестала быть теневой - Тэтчер стала единственной женщиной-министром в правительстве Хита.
Став министром, Тэтчер очень скоро снискала себе ненависть миллионов англичан. Она очень быстро отменила программу бесплатной раздачи молока для детей и резко урезала социальные пособия. Её называли «Тэтчер-молочный грабитель!», ей кричали «В канаву шалаву!» и даже «Кровавая женщина», но она как будто всего этого не замечала. Не сумев наладить отношения с профсоюзами, правительство Хита в 1974 году подало в отставку. Но спустя 11 месяцев Консервативную партию возглавила именно Тэтчер. Взяв несколько уроков ораторского искусства, она оставила не у дел всех соратников-мужчин. А в мае 1979 году настал черёд лейбористского правительства Джорджа Каллагена – рядом с Тэтчер все его выступления казались бледными, и избиратель сделал свой выбор в пользу первой женщины – премьер-министра. Британцы, которые только что её люто ненавидели, отдали её Консервативной 43,9% голосов на парламентских выборах.
Во внутренней политике Тэтчер по-настоящему смогла развернуть деятельность по проведению в жизнь жёсткой линии на сокращение налогов, урезание социальных расходов и закрытие убыточных предприятий. Особенно не повезло шахтёрам – новый премьер-министр закрывала шахту за шахтой, полагая, что в век научно-технической революции уголь никому не нужен. Страну то и дело сотрясали забастовки, крупнейшей из которых стала голодовка 1984 года. Несколько горняков умерли, но Тэтчер не уступила ни одному из их требований. За это советские журналисты прозвали её «Железной леди», и это прозвище закрепилось за ней на долгие годы во всём мире. Тем не менее, из экономической депрессии конца 1970-х гг. она страну вывела.
Не поддалась она и на требования тысяч голодающих католиков выпустить из тюрьмы представителей политического крыла Ирландской республикансокй армии (ИРА) партии «Шинн фейн» в 1981 году – она заявляла, что никаких переговоров и никаких уступок террористам быть не может. В уже упомянутом 1984 году она чуть не стала жертвой покушения со стороны боевиков ИРА, но от своей позиции она снова не отступила ни на шаг. Тэтчер не допускала мысли и о разговоре на эту тему с руководством Ирландской республики.
Но едва ли она снискала такую популярность из-за внутренней политики, которая была откровенно непопулярной. Все недостатки внутренней политики Тэтчер перевешивались её успехами на международной арене. Она стала первой в череде правых политиков (Рональд Рейган, Гельмут Коль и многие другие), пришедших к власти, и превратилась в своего рода путеводную звезду для них. Рейган постоянно советовался с ней не только в международных, но и во внутриамериканских делах. Тэтчер вернула англичанам ощущение, что они живут в великой стране – после Уинстона Черчилля им казалось, что Владычица морей превратилась всего-навсего в «верного оруженосца» США.
Наиболее ярко это проявилось осенью 1982 года. Тогда военно-морские подразделения Аргентины высадились на спорные Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике. Ни с кем не советуясь, она отправила британский флот за тысячи километров, и вопрос о фактической принадлежности островов был решён сам собой – тягаться с Великобританией Аргентина не могла, и в результате вместо небольшого гарнизона на островах появилась огромная военно-морская база. Эта акция вызвала ненависть к Тэтчер со стороны всей Латинской Америки и многих других стран, но она и глазом не моргнула. Её популярность внутри страны в этот момент подскочила до небес.
В то же время она умела проявлять и гибкость. Так, она наотрез отказалась от ускорения европейской интеграции и привязывания фунта стерлингов к ЭКЮ - прообразу нынешнего евро. Она настаивала на атлантическом курсе особых отношений с США и резко противилась попыткам усилить евроинтеграцию, но в то же время Тэтчер не стала выводить Великобританию из ЕЭС. Она жёстко критиковала СССР и неизменно поддерживала Рейгана во всех его антисоветских начинаниях, включая и «Звёздные войны». Однако именно Тэтчер первой встретилась с Горбачёвым и положила начало разрядке, произнеся знаменитую фразу: «С этим человеком можно иметь дело».
Внешнеполитические успехи позволили Тэтчер добиться невероятного результата - в 1987 году она впервые в истории в третий раз подряд стала премьер-министром Великобритании. Казалось, она будет править вечно. Но в 1990 году она выступила с инициативой введения подушного налога, сумма которого была бы одинаковой и для богатых, и для бедных. Это возмутило не только политических противников, но и многих соратников по Консервативной партии, и Тэтчер подала в отставку.
Эпоха Тэтчер окончилась, но остался «тэтчеризм», который по прошествии 15 лет всё меньше отождествляется с жёсткой, а порой и жестокой социально-экономической политикой. Англичане предпочитают вспоминать выход из экономического кризиса и бескомпромиссную борьбу с ИРА. Великобритания в годы её правления громко заявляла о себе на международной арене как о великой державе. Тэтчер всегда действовала по-своему, и не звонила в Вашингтон по каждому вопросу. Она ничего не боялась – ни внутри страны, ни в международных отношениях. На это её преемники Джон Мейджор и Тони Блэр оказались неспособны.
Вадим Трухачев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.