Евросоюз и США решили поучить узбекские власти уму-разуму. Впрочем, после того, как Ташкент потребовал вывода американской базы из Ханабада, следовало ожидать, что даром подобный демарш Исламу Каримову не пройдет. Правда, Вашингтон попытался уговорить Ташкент не торопить события – в Пентагоне не скрывали заинтересованности в сохранении базы. Но сделать этого не удалось. Теперь последовало наказание.
Во вторник вечером Сенату США была представлена поправка к законопроекту об оборонных расходах на 2006 год, в которой указывается, что в следующем году из американского бюджета «запрещается использовать средства для оплаты жалования, трат и других расходов, связанных с возмещением расходов или иной финансовой компенсацией правительству Узбекистана за предоставление услуг, оказанных Соединенным Штатам на базе Карши-Ханабад». Сенат эту поправку принял. Одним из ее авторов, кстати, был сенатор-республиканец Джон Маккейн, большой поборник укрепления демократии в России, ради чего уже предлагал два года назад исключить нашу страну из «большой восьмерки». Теперь дошла очередь до Узбекистана. Правда, в этом случае Маккейну и еще четырем инициаторам поправки было проще – нежданный вывод базы явно не входил в планы Вашингтона.
Сенаторы обосновали свою позицию тем, что узбекские власти отказываются разрешить международное расследование событий в Андижане. Кроме того, один из сенаторов отметил, что Узбекистан «прекратил контртеррористическое сотрудничество с США», а также «начал антиамериканскую пропагандистскую кампанию». Хотя как это связано с проблемой платежей за использование базы не совсем понятно. Узбекские власти до событий в Андижане старательно умалчивали об американской задолженности, не желая ссориться с Вашингтоном по поводу пары десятков миллионов долларов (точнее сказать, речь идет о 23 миллионах – именно такую сумму назвали летом представители Пентагона).
Все изменилось после того, как Белый дом и Госдепартамент заговорили о необходимости международного расследования событий, повлекших за собой кровопролитие в Андижане. В Ташкенте вдруг вспомнили о том, что американцы давно ничего не платят и даже, если верить одному из депутатов узбекского парламента, за время использования базы в Ханадабе нанесли окружающей среде ущерб на десятки миллионов долларов. Над этими словами можно, конечно, поиронизировать – кто и когда этот ущерб подсчитал, и почему о нем стало известно только после событий в Андижане? Это с одной стороны. А с другой – в соседней Киргизии американский самолет из-за нештатной ситуации сбросил несколько десятков тонн авиационного топлива на окраину Бишкека. Сколько таких «нештатных ситуаций» могло быть за несколько лет пребывания американцев в Ханабаде?
Стоит заметить, что отказ Вашингтона платить за аренду базы в Ханабаде практически совпал по времени с санкциями на торговлю оружием с Узбекистаном, которые ввел Евросоюз. Помимо этого, европейцы запретили въезд на территорию стран ЕС тех узбекских чиновников, кто, по их мнению, несет ответственность за события в Андижане. Санкции, правда, какие-то, скажем так, осторожные. По крайней мере, глава МИД России Сергей Лавров считает, что они не затрагивают сфер сотрудничества ЕС с Узбекистаном. То есть торговля оружием - эта не та сфера, которая заставит Ташкент быть более покладистым.
Равно как и 23 миллиона долларов американской задолженности сумма не настолько серьезная, чтобы она могла заставить Ислама Каримова пересмотреть свою точку зрения касательно базы в Ханабаде и расследования событий в Андижане. Скорее уж Вашингтон продемонстрировал свою ненадежность как партнера. Хотим платить – платим, не хотим – не платим… И Андижан – причина второстепенная. Это просто публичная выволочка за то, что Ташкент настоял на выводе базы. И слово «наказание» здесь, пожалуй, все-таки не очень уместно – уж слишком мелочно выглядит инициатива сенаторов.
См. также по теме:
Россия и Китай напугали США
Ташкент показал Вашингтону зубы
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.