В Минске прошёл конгресс белорусской оппозиции. Его главной задачей были выборы единого кандидата на президентских выборах 2006 г., который должен стать реальным конкурентом Александра Лукашенко. В результате выбор пал на 58-летнего профессора из Гродно Александра Милинкевича.
Съезд оппозиции проходил на фоне очередной волны заявлений из Евросоюза и США, в которых Лукашенко обвинялся в нарушении прав человека и назывался диктатором. Последнюю по времени резолюцию 29 сентября принял Европарламент. В ней содержится призыв закрыть въезд в Европу для большинства белорусских официальных лиц, а также заморозить их счета. За словами следуют дела – так, США и ЕС уже выделили по нескольку десятков миллионов долларов на финансирование оппозиции и на расширение антилукашенковского теле- и радиовещания – прежде всего, белорусской редакции «Радио Свобода».
Одной из главных задач как самой оппозиции, так и её западных покровителей стал поиск единого лидера – «белорусского Ющенко». Несколько раз белорусские оппозиционеры проводили совещания с самыми высокими должностными лицами стран Запада, включая президента Польши Александра Квасьневского и госсекретаря США Кондолизу Райс. Фаворитом считался лидер Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько – он чаще других делал от имени оппозиции те или иные заявления. Однако делегаты съезда приняли иное решение: на восемь голосов больше получил профессор Милинкевич. Другие претенденты – лидер коммунистов Сергей Калякин и бывший председатель Верховного совета Станислав Шушкевич, чья подпись стоит под Беловежскими соглашениями, оказались в аутсайдерах.
Конечно, один из главных вопросов, который будоражит и Россию, и Запад, – как видит оппозиция российско-белорусские отношения. На вопрос, с кем вы предполагаете связать будущее Белоруссии, буквально все оппозиционеры, за исключением откровенных националистов-русофобов из Белорусского народного фронта, отвечали примерно следующее: «Вместе с Россией - в единую Европу». Примерно в этом же духе высказался и Милинкевич: «Для нас отношения с Россией очень важны. Это наш стратегический партнёр, с которым у нас связи на века». В то же время он фактически поставил под сомнение целесообразность политического и военного союза с Россией. «Белоруссия должна быть нейтральной страной. Так записано в конституции, и так хочет народ», - заключил он.
Пока что для белорусов очевидно, что вместе с Россией в Европу попасть нельзя – просто из-за нежелания европейцев считать Россию полноценной частью Европы. Поэтому им придётся делать выбор. Каким будет выбор Милинкевича – можно только догадываться, однако разгадка этого может лежать в его биографии. Его предки были участниками польского восстания 1863 г., сам он представляет католическое меньшинство Белоруссии, ориентированное на Польшу. Какие отношения у России и Польши сейчас, напоминать едва ли следует. Отметим также, что пункт о нейтралитете есть и в конституции Украины, что не помешало Виктору Ющенко заявить о желании вступить в НАТО.
Следует обратить внимание, что конгресс оппозиции проходил не где-нибудь в Варшаве, Вильнюсе или Киеве, а в Минске. Это может говорить о том, что президент Лукашенко уверен в себе и способен в открытой борьбе победить любого «антибатьку». Уверенности ему придаёт и опыт «оранжевой» Украины, когда попытки «с наскока» вступить в Евросоюз окончились ничем, а охлаждение с Россией привело к топливному и сахарным кризисам. Вдобавок ко всему, на Западе надеялись, что Лукашенко запретит оппозиционерам собраться в Минске, а оказалось, что «не так страшен чёрт, как его малюют».
И всё же Запад явно имеет в отношении Белоруссии самые далеко идущие планы. Недаром лидером оппозиции стал человек, ориентированный на Польшу, а не представитель православного большинства. По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, у Белоруссии куда больше шансов вступить в ЕС и НАТО, чем у Украины и Турции. Страна занимает слишком важное стратегическое положение – через неё российские нефть и газ идут в Европу, здесь довольно развитая промышленность. Да и до Москвы от белорусской границы всего 400 километров.
Но уже не раз оказывалось, что не всегда в Европе все прагматичны и ставят во главу угла одни деньги. Белоруссия граничит теперь сразу с тремя членами ЕС – Польшей, Литвой и Латвией, а от Минска до Вильнюса всего-то три часа езды на машине (если не брать в расчёт границу). Здесь проживает огромное католическое меньшинство (примерно четверть населения), которое практически полностью ориентировано на Польшу – в отличие от Украины, где большую часть населения составляют не католики в полном смысле слова, а греко-католики, отношения которых с поляками всегда были натянутыми. Здесь, в отличие от Турции и Украины с её крымскими татарами, нет значительного мусульманского населения. Так что шансы Белоруссии войти в ЕС кажутся большими, чем у Украины и Турции.
Так что на пути Белорусси в Европу фактически стоит два препятствия – объективное и субъективное. Объективное – это то, что подавляющее большинство населения Белоруссии говорит по-русски, является православным и имеет самые тесные кровнородственные связи с Россией. Но на это, похоже, просто закрыли глаза, раз выбор пал на Милинкевича – иногда можно опереться и на лояльное меньшинство. Поэтому остаётся субъективное – по имени Александр Лукашенко.
Иван Шмелев
Евросоюз может стать «черным кассиром» государственных переворотов
Запад примеряет оранжевую майку на Беларусь
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.