Вслед за Великобританией, Данией и Швецией, которые не горят желанием углублять интеграцию Европы, «евроскептические» идеи начала высказывать и одна из стран, недавно вступившая в ЕС. Президент Чехии Вацлав Клаус предложил образовать на месте Евросоюза Организацию Европейских государств, в которой роль наднациональных органов будет сведена к минимуму. Ему заочно ответил президент Польши Александр Квасьневский, высказавшийся за продолжение прежнего курса. Похоже, центр спора о будущем Европы перемещается на восток, а между важнейшими странами «новой» Европы наметились серьёзные расхождения.
«Предположу, что все мы выступаем против национализма внутри каждой страны. Потому негоже нам начинать строить европейский национализм. Подобное решение может действительно вывести из тупика. Путь, который был предложен после двукратного отклонения конституции, не стоит повторять», - написал Клаус в своей статье, опубликованной в английской газете Financial Times. «Давайте изменим название - не ЕС, а Организация Европейских Государств. ЕС серьезно страдает от дефицита демократии, поэтому лучше изменить её цели», - развил свою мысль президент Чехии, выступая в Италии 4 сентября.
Не прошло и дня, как ему ответил Александр Квасьневский. «По существу, это будет регресс, если речь идет о европейской интеграции. Нам нужно больше интеграции, больше совместных действий Европе в международной области, в борьбе за общую безопасность. Моё мнение - мы определенно должны преодолеть проблемы и дальше расширять и интегрировать ЕС», - заявил президент Польши. Он также подтвердил, что референдум по конституции Евросоюза, назначенный вместе с парламентскими выборами на 25 сентября, Польша проведёт.
То, что новые члены ЕС постараются вести себя как можно более активно, несложно было предугадать. Особенно это касается 40-миллионной Польши, которая сделала заявку на лидерство в Восточной Европе и приняла на себя ответственность за восточную политику Евросоюза. Президент Квасьневский и другие польские политики стараются быть активными везде. Польша даже получила зону ответственности в Ираке, а в Вашингтоне её объявили лидером «Новой Европы», которая должна стать проводником американского влияния в Старом Свете. И 51-летний польский президент, у которого заканчивается срок полномочий, с благодарностью принял порученную миссию. Глядишь, генсеком НАТО изберут или главой Еврокомиссии – перерос пан Квасьневский границы своей страны. Пора и евроинтеграцией заняться, и спасителем Европы стать – ведь у португальца Жозе Мануэла Баррозу с референдумами во Франции и Голландии конфуз вышел, а у него с «оранжевой революцией» всё получилось, как считают поляки.
Но не все согласились на особую роль Польши в Восточной Европе. О своих претензиях на лидерство в регионе всё активнее заявляет Чехия и лично президент Вацлав Клаус. Главной его заслугой является удачный опыт экономиста-практика, когда страна в годы его премьерства наименее болезненно из всех стран Восточной Европы прошла переход от социализма к капитализму. Хотя население Чехии чуть более 10 млн., по большинству показателей она догнала Португалию и Грецию, а по многим и опередила их. Безработица в Чехии находится примерно на том же уровне, что и в Германии, и примерно вдвое ниже 20%-ой польской. Так что руководство Чехии постоянно в косвенной форме даёт понять, что подлинный лидер «новой» Европы - она, а не Польша.
Выйдя на европейскую арену, Клаус избрал для себя привычную роль евроскептика. Он и раньше называл создание ЕС «неумелой попыткой ускорить евроинтеграции» и многие годы не спешил подавать заявку на приём в Евросоюз. Когда же Чехия вступила в ЕС, он немедленно присоединился к Великобритании, Дании и Швеции и начал затягивать процесс введения в стране евро – единственный из стран «Новой Европы». К этому добавилось то, что после неудачных для евроинтеграторов итогов референдума во Франции и Голландии он отложил подобное мероприятие в Чехии на неопределённое время. После провала конституции ЕС Клаус явно чувствует себя на коне – он никогда не одобрял эту идею.
Словно в подтверждение своей линии Клаус становится постоянным гостем в трёх странах Западной Европы, которые до сих пор не вступили в ЕС – Швейцарии, Норвегии и Исландии. Последние две являются частью многих европейских экономических союзов, пользуются всеми выгодами этого, вступили в Шенгенское соглашение, но к самому Евросоюзу пока присоединяться не спешат. Клаус попытался сыграть на поле своего польского коллеги и превратиться в объединителя Европы с прицелом на то, что число евроскептиков в расширенном ЕС только увеличится. Поэтому и президент Чехии, чьи функции внутри страны больше представительские, делает упор на внешнюю политику. Учитывая, что он является главой государства, а его Гражданско-демократическая партия победила на выборах в Европарламент и вот-вот станет правящей, он является одним из главных претендентов на роль главного евроскептика Старого Света. Тем более, что в Западной Европе подобных ярких политиков, не имеющих ярлыка националистов, но выступающих против расширения функций наднациональных органов ЕС, пока нет.
Отметим, что личные отношения президентов Польши и Чехии весьма напряжённые. Так, их точки зрения сошлись только в необходимости вступления в НАТО и нежелании усложнять визовый режим для граждан России. С последним всё ясно – Чехия теряет от этого на туризме, Польша – на челночном бизнесе. Но уже с НАТО всё сложнее. Так, в1999 году Квасьневский поддержал бомбардировку Югославии, а Клаус, будучи в оппозиции, ее критиковал. То же самое произошло с Ираком – благодаря президенту Чехии её участие в войне было сведено к минимуму. Разнятся и их подходы к восточной политике. Чехи считают, что за отношения с Россией в ЕС должны отвечать именно они, потому что за российско-чешскими отношениями не тянется такой же шлейф конфликтов, как за российско-польскими. Учитывая, что в Польше грядёт смена президента, Клаус уже пытается перехватить инициативу на этом направлении. Разногласия между президентами Польши и Чехии оказались настолько глубоки, что намеченная на 5 сентября встреча глав государств Центральной Европы не состоялась.
Таким образом, в новых странах-членах ЕС образовались два политических центра, каждый из которых тянет одеяло на себя. Каждый из них ориентирован на определённые страны «старой» Европы, но совершенно не обязательно с ними пересекается полностью. Чехия поддерживает главных евроскептиков англичан в вопросе введения евро, но не поддерживает их по иракскому вопросу, а Польша - наоборот. Центр политической жизни всё больше перемещается на восток Европы, которая вследствие определённой пассивности старых членов ЕС начинает определять политику единой Европы в целом. Оттого, кто - Варшава или Прага - станет центром этой «новой» Европы, во многом зависит как собственно её будущее, так и отношения Евросоюза с Россией.
Вадим Трухачев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.