Балканская проблема, как принято называть последствия введения миротворческих сил под предводительством США в регион, начиная с конца прошлого века, так и не была решена, несмотря на деятельное участие ведущих международных организаций. Более того, неразрешимых вопросов становится все больше — это признают политики и эксперты — а односторонний подход в отношении правых и виноватых, который и по сей день демонстрируют западные государства, становится все более очевиден.
Однако Запад упорно игнорирует все обвинения в применении т.н. "двойных стандартов", несмотря на открытую информационную кампанию по формированию общественного мнения, направленную против режима Слободана Милошевича и Сербии перед нанесением бомбовых ударов по объектам противника.
Впоследствии, как известно, был образован Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии, где обвинения выдвигались, главным образом, военнослужащим югославской армии, т.е. сербским офицерам, обвинявшимся в массовых расстрелах мирных мусульман, геноциде национальных меньшинств.
Результатом миротворческой деятельности западных сил стал распад Югославии, недвусмысленное вторжение в зону интересов России и, как следствие, ослабление влияния России на Балканах и зависимость суверенных стран региона от политики Евросоюза и Америки.
В то же время создается впечатление, будто Запад предпочитает не замечать новые проблемы, которые может породить неопределенность судьбы балканских государств и, в частности, южной провинции Сербии — Косово, которое при попустительстве ООН и европейских институтов власти уже в этом году может получить независимость. Это может вызвать новый всплеск насилия в создаваемых обстоятельствах и стать причиной новой войны.
Между тем Запад более обеспокоен поиском военных преступников и передачей их в Международный трибунал по бывшей Югославии, правомерность существования которого вызывает сомнения. Однако на слуху у общественности лишь имена лидера боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича и пространные разговоры о демократизации Балкан.
Но есть и другая сторона медали: в числе "забытых" обвиняемых также — Мадлен Олбрайт, с 1996 года государственный секретарь США, действующий премьер-министр Великобритании Тони Блэр, Хавьер Солана, представитель Евросоюза по единой внешней политике и безопасности, Уэсли Кларк, экс-командующий войсками НАТО и многие другие, кто так и не предстанет перед судом. Они обвиняются в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, а также преднамеренном причинении страданий гражданскому населению, разрушении городов, сел и деревень. Главному прокурору Карле дель Понте были предоставлены свидетельства и улики, однако кара Международного трибунала настигает далеко не всех.
Впрочем, дела из Гааги все чаще направляются на рассмотрение в другие суды, в том числе окружные — Приштины и Сараева. И лишь одно разбирательство, безусловно, политическое будет доведено до конца в Гааге. Бесконечное дело Слободана Милошевича формально было закрыто в феврале прошлого года, после того, как за два года перед судом предстали около трехсот свидетелей.
Между тем расследование в связи с плохим самочувствием экс-президента и открывающимися деталями дела может затянуться, по некоторым прогнозам, еще на неопределенное время. Милошевич, как известно, обвиняется по 66 пунктам, в том числе в преступлениях против человечности, многократных нарушениях закона, международных конвенций и геноциде народов в Хорватии, Боснии и южной провинции Сербии.
Вовлеченность России в балканский конфликт вызывала неизменное раздражение Запада, который готов был самостоятельно разрешить все противоречия и наказать сербских преступников.
Выступления в Гааге в прошлом году экс-премьера советского правительства Николая Рыжкова и бывшего начальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России Леонида Ивашова по делу Слободана Милошевича не принесли никаких изменений в заданный Западом обвинительный курс. Свидетельства Евгения Примакова, главы Торгово-промышленной палаты России, возглавлявшего в свое время правительство России, фактически остались на бумаге.
В числе последних претензий к России — укрывательство сербских генералов и пособничество их передвижению в стране.
Вместе с тем Британия и США единодушно высказались за то, чтобы последний югославский президент Слободан Милошевич отбывал свой срок, в случае если он будет признан виновным, в России. The Sunday Times, в частности, отмечает, что ряд преступников, осужденных в Гааге, уже отбывают сроки заключения в тюрьмах Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, Испании, Германии...
Представитель Гаагского трибунала также подтвердил, что Россия в случае договоренности может попасть в список стран, в которые могут быть направлены осужденные. От России могут потребоваться только определенные гарантии: тюремные условия должны соответствовать международным нормам, и к осужденным должны относиться со всей строгостью закона.
Владимир Ядута
Босния-Герцеговина: сербов приравняли к "Аль-Каиде"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.