В четверг в британской столице прогремели как минимум семь взрывов. В результате десятки людей погибли, сотни пострадали. Ответственность за взрывы уже взяла на себя "Аль-Каида". Естественно, такая трагедия, ставшая английским "11 сентября", не может не иметь политических последствий.
Осознавая это, официальные власти до самого последнего момента избегали произносить слово "теракт" при описании происшествий в старейшем в мире метро. Но когда один за другим в центре города взлетели на воздух три автобуса, всё стало ясно. Глава МВД Великобритании Чарльз Кларк заявил о семи взрывах и десятках погибших и отметил, что бомбы могла взорвать " Аль-Каида " или Ирландская республиканская армия. Но для ИРА число жертв уже давно не имеет значения, и версия о людях Бен Ладена тут же стала основной. Вскоре её подтвердили сами представители террористической сети.
То, что взрывы прогремели именно в Лондоне, неслучайно. Главный город Англии в июле превратился в настоящую столицу мира. Великобритания стала председателем "большой восьмёрки" и Евросоюза, а сам Лондон всего сутки назад стал столицей Олимпийских игр 2012 г. В эти дни в Шотландии, на родине премьер-министра Великобритании Тони Блэра, проходит встреча глав государств " большой восьмёрки ". Поэтому выбор места и времени удара террористами никак нельзя назвать случайным. Они хотели, чтобы их акция получила самую широкую огласку во всём мире. И они своего добились.
Однако не стоило бы всё объяснять таким стечением политических обстоятельств. Сама Британия сделала немало для того, чтобы её потрясли столь сильные взрывы. Начиная с 1960-х гг., в страну стали прибывать огромное количество выходцев из мусульманских стран. Прежде всего, речь идёт о жителях бывшей Британской Индии — пакистанцах и жителях современного Бангладеш. Кроме них, в Великобритании осели арабы, турки и выходцы с мусульманского севера Нигерии. Они заняли несколько кварталов в Лондоне, Манчестере, Бирмингеме и других крупнейших городах страны. Со временем благодаря высокой рождаемости и притоку новых иммигрантов их число выросло до современных более чем 2 миллионов человек из 60 млн. британцев.
Эти районы, населённые мусульманами, всё больше превращались в своего рода "государства в государстве". Здесь стахановскими темпами возводились мечети, причём всё чаще муллами в них становились религиозные экстремисты. Немало для этого сделали и сами британские власти. Они охотно предоставляли политическое убежище представителем фундаменталистских организаций наподобие " братьев-мусульман ", "исламского джихада" и т.п., деятельность которых запретили в Египте, Сирии и других мусульманских странах. Они этим воспользовались сполна: в отдельных районах британской столицы открыто начали разноситься призывы к всемирному джихаду, уничтожению неверных. Открыто вёлся и сбор средств на поддержку вооружённых формирований исламистов в Чечне, бывшей Югославии, Палестине, на Филиппинах, в Индии, Афганистане и других местах. "Борьбу" исламистов в Боснии и Косово своими действиями поддержало и правительство Великобритании, вооружавшее албанских сепаратистов (которые, правда, в подавляющем большинстве не являются исламистами, но охотно пользуются их поддержкой).
Мало что изменилось и в последние годы.Ужасающие теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и 11 марта 2004 г. в Мадриде, конечно, заставили правоохранительные органы тщательнее следить за местными исламистами. Так, весной этого года полиции Манчестера удалось предотвратить крупномасштабный теракт на стадионе "Олд Траффорд", где его жертвами должны были стать зрители культового матча "Манчестер Юнайтед" - "Ливерпуль". Большая часть членов террористической группы была задержана.
Тем не менее здесь продолжался сбор средств на поддержку чеченских боевиков. И даже показательная казнь британских заложников в Чечне в 1998 г., похоже, не произвела никакого впечатления на власти. Известно, что террористы, захватившие " Норд-Ост " и школу в Беслане , неоднократно звонили в Лондон своим спонсорам и идейным вдохновителям. В этом же русле следовало предоставление политического убежища эмиссару чеченских сепаратистов Ахмеду Закаеву и обвиняемому в связях с ними Борису Березовскому. Закаева , Масхадова , а подчас и Басаева британцы называли "повстанцами" и "борцами за свободу". Именно об этих двойных стандартах прямо или косвенно говорили вчера практически все российские политики, включая и находящегося в Шотландии Владимира Путина.
Не были сделаны на Даунинг-стрит и соответствующие внешнеполитические выводы. Участие Великобритании в операции в Афганистане вызывает меньше вопросов — слишком уж одиозен был режим талибов. Но вот в истории с Ираком англичане погрязли по самые уши — их контингент здесь второй по численности после США, южный Ирак — британская зона ответственности. Стоит вспомнить, что именно участие Испании в войне в Ираке стало поводом к десятку взрывов в поездах и на вокзалах в Мадриде 11 марта прошлого года.
Эта война могла иметь и внутриполитические последствия. Лейбористы и их лидер Тони Блэр могли потерять право на формирование правительства, однако их соперники консерваторы также не отмежевались от Ирака. Против участия в войне выступили только либерал-демократы, но они, потерявшие власть аж в 1929 г., до последнего момента имели слишком небольшой политический вес. К тому же они являются сторонниками более глубокой Евроинтеграции Великобритании, что могло стоить им нескольких процентов. Но они всё же увеличили своё представительство в Палате общин, и кто знает, не вернулись бы они к власти, пройди выборы через три дня.
Как бы то ни было, ясно одно: новейшая история Англии разделилась на до и после 7 июля 2005 г. Очевидно, изменится многое внутри страны. Наверняка будет поставлен вопрос о резком ограничении притока иммигрантов. Скорее всего, усилится надзор за происходящим в мусульманских кварталах и особенно в мечетях. На бытовом уровне резко возрастёт градус неприятия выходцев из стран, где исповедуют ислам, и это приведёт к возникновении сильной крайне правой партии наподобие Национального фронта Жана-Мари Ле Пена во Франции, которая будет пользоваться всё большей популярностью. В любом случае, власти Великобритании должны принять ряд жёстких и последовательных мер, иначе двойные стандарты в вопросе о выдаче подозреваемых в терроризме другим государствам снова больно аукнутся британской столице или ещё какому-нибудь городу страны.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.