Во вторник в Астане состоялась встреча глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Россия, Китай и страны Центральной Азии предоставили статус наблюдателя Индии, Ирану и Пакистану, а также высказались за укрепление экономических связей и борьбы с терроризмом. Кроме того, они выступили против концепции "однополярного мира" и "цветных революций" в регионе.
Главной темой встречи стала борьба с терроризмом. В свой речи Владимир Путин отметил: "Новые угрозы, как правило, носят трансграничный характер. Но в своих конкретных проявлениях они, конечно, не безлики, у них есть и заказчики, есть и исполнители. И наша задача не только найти и обезвредить этих людей. Главное — действовать на упреждение. Сделать страны ШОС менее уязвимыми и более защищенными от террористических сил можно лишь при условии, что жёсткая контртеррористическая работа будет вестись параллельно с совместной деятельностью по искоренению социально-экономических основ терроризма и экстремизма".
В свою очередь, президент Узбекистана Ислам Каримов косвенно указал на деструктивную роль США в регионе . "В событиях, имевших место в регионе за последнее время, на поверхность вышли только отдельные проявления большого стратегического плана. Его конечной целью является изменение в свою пользу политического, экономического расклада сил и доминирование в Центрально-Азиатском регионе",- заявил он. После этого страны ШОС договорились жёстче регулировать сроки пребывания на своей территории баз третьих стран. Разумеется, здесь речь идёт об американских базах в Киргизии и Таджикистане.
Кроме красивых слов о борьбе с терроризмом, страны ШОС решили перейти к как можно более тесному взаимодействию в экономике. И главным здесь стало согласие России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана на предоставление статуса официального наблюдателя Ирану, Индии и Пакистану. (Ранее его получила Монголия — ред). Это означает, что из организации приграничного сотрудничества (в составе Китая и граничащих с ним республик бывшего СССР — России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), которой была ШОС в момент своего основания в 1996 г., через создание организации сотрудничества стран Центральной Азии (после присоединения к ней Узбекистана в 2001 г.) она превращается в крупную организацию, охватывающую едва ли не половину населения Земли — население входящих в ней стран достигнет 3 млрд. человек.
По мысли своих создателей, этот "монстр", занимающий территорию от Северного Ледовитого океана до Индийского и от Калининграда до Шанхая, должен стать "вторым полюсом" этого мира. Желание противодействовать гегемонии США проявляется хотя бы в том, что официальным наблюдателем стал завсегдатай "оси зла" - Иран. Россия, Китай и Индия стремятся играть в независимую от Вашингтона игру, а Казахстан, Узбекистан и Таджикистан явно опасаются "цветных революций", которые записаны в планах американской администрации. К тому же ШОС не заявлял никаких границ своего расширения, и это доказывается желанием предоставить статус наблюдателя Афганистану — стране, где США уже четыре года проводят контртеррористическую операцию. Ничто не мешает принять в организацию и ещё одну страну-изгоя — КНДР.
Вполне возможно, что, включив в свою орбиту Афганистан и, возможно, соседнюю Туркмению, Шанхайская организация сотрудничества продолжит свой путь на Восток и Юг. Приглашение принять участие во встречах организации уже получила Южная Корея. Дальше её ряды могут пополнить Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Индонезия. В случае воплощения этих планов в жизнь ШОС объединит наиболее динамично развивающиеся и многонаселённые страны Азии и Россию. Тем самым образуется новый центр силы в международных отношениях, и США обязаны будут с ним считаться.
Созданию нового центра силы должны помочь и общие задачи — прежде всего, терроризм, с которым сталкиваются почти все страны-участницы. В России кипит Северный Кавказ, в Китае в любой момент может наступить эскалация террора радикальных исламистов-уйгуров на Западе страны, Индия никак не может справиться с сепаратизмом в Кашмире. Перед Центральной Азией и Пакистаном стоит угроза смещения светских режимов и прихода к власти местных представителей "Аль-Каиды". С террором сталкиваются Таиланд и Индонезия.
Но на пути создания нового "азиатского сверхтигра" стоят многочисленные препятствия. Среди них и наличие американских военных баз в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, на Тайване, в Южной Корее и странах Юго-Восточной Азии. Однако кроме этого, есть и внутренние препоны внутри предполагаемого расширенного ШОС. Прежде всего, это противоречия двух новых ядерных держав — Индии и Пакистана. Они постоянно прерывают дипломатические отношения, на их границе не прекращаются вооружённые столкновения. Каждая из этих стран считает соседей своим "главным врагом". И не мудрено, ведь Пакистан открыто поддерживает сепаратистов Кашмира, стремящихся отделиться от Индии.
Значительные разногласия и между двумя крупнейшими странами мира — Индией и Китаем. Россия давно пытается создать треугольник Москва — Дели — Пекин, но её предложения и индийцы, и китайцы встречают прохладно. Они поглощены своим соперничеством в Азии в целом, и, прежде всего, в Индокитае. К тому же много лет Китай поддерживал Пакистан во всех его конфликтах с Индией. Каждая из стран старается быть отдельным полюсом силы, и для давления на соседа весьма охотно прибегает к помощи Вашингтона. Но Китай в случае чего сможет перестать поддерживать Пакистан, и общая нелюбовь к дяде Сэму может сблизить Индию и Пакистан.
Есть и другие менее заметные конфликты. Так, Китай может со временем предъявить России территориальные претензии. Казахстан подозрительно относится к России, ведь половину населения страны составляют русские. Не совсем возможно предсказать поведение Ирана. У Таиланда и Малайзии сложные отношения из-за малайских сепаратистов на юге первого. Наконец, корейский вопрос. Неизвестна реакция Южной Кореи на возможность приёма в ШОС Северной. К тому же южная часть Корейского полуострова представляет собой уже сложившееся развитое государство, которое может и не захотеть иметь дело с развивающимися странами, а предпочтёт стремиться в "большую восьмёрку", в чём ей скорее помогут США и Япония.
В целом перспективы у создания нового ШОС есть, но она будет жизнеспособной только тогда, когда между её членами не будет очевидных конфликтов. Однако неизвестно, поддержат ли Иран или Пакистан каких-нибудь исламистов на территории других стран Шанхайской организации, как они это делали в случае с "Хезболлах" и талибами. А преодоление индо-пакистанского конфликта вообще кажется фантастикой. Тогда, видимо, ШОС придётся решать, кто для них ценнее — Пакистан или Индия. Это означает изменение планов. Но, похоже, от них никуда не деться, если стоит задача расширения организации и превращения её в новый центр силы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.