Еще 15-20 лет назад документальное кино было востребовано кинопрокатом. Сейчас, к сожалению, на большом экране оно появляется лишь в дни проведения кинофестивалей
И сознавать, что документальный кинематограф полностью вытеснен с экранов кинотеатров игровым, — довольно грустно. Единственным домом документалистов в последнее время остается телевидение, где им отдана значительная часть эфира. А это значит, что у жанра все-таки есть своя преданная аудитория. И для нее телеканал "Культура" подготовил настоящий подарок — премьерный цикл "Фестивальное кино", в который вошли 5 лучших документальных лент последних лет: "Маленькому Дитеру нужно летать" (реж. В. Херцог), "Серые сады" (реж. А. Мэйслс, Д. Мэйслс), "Развод по-ирански" (реж. К. Лонжинотто, З. Мир-Хоссейн), "Алмазы и ржавчина" (реж. А. Бараш), "Между двумя мирами" (реж. Б. Хаазен). Смотрите с 27 июня по понедельникам в 00:25. Цикл представляет руководитель студии документального кинопоказа ГТРК "Культура" Александр Константинович Власов .
- Следует ли понимать название нового цикла "Фестивальное кино" буквально?
- И да, и нет. Безусловно, картины, отобранные нами для этого цикла, являются лауреатами самых престижных фестивалей документального кино, обладателями "Оскаров" и "Эмми". Но я считаю, что название "Фестивальное кино" - слишком скромное. И вот почему. Если представить себе кинорынок мировой документалистики как один большой магазин, в котором есть своя иерархия, то эти 5 фильмов представляют собой элитарный бутик. Они бесценны...
- По какому принципу отбирались эти картины?
- В современной документалистике, так же как и в игровом кино, есть свои шаблоны, механизмы и сюжетные схемы, следуя которым, режиссер непременно снимет картину, смотреть которую легко и приятно. Эти шаблоны подчиняют себе любую национальную ментальность: европейскую, американскую, азиатскую, какую угодно. И это называется жанровым кино. Здесь и триллер, и детектив, и мелодрама, — простые ходы, и всем они хорошо известны. Такой документальный кинематограф выполняет, скорее, развлекательную миссию. Эта основная тенденция, которую я бы назвал "культурным способом открывать сюжет", прежде всего, характерна для голливудской школы. Картины, которые мы представляем в нашем новом цикле, — противоречат этой тенденции. В них виден совершенно иной способ поиска сюжета. Он созерцательный и ненасильственный, и это позволяет показать жизнь такой, какая она есть. Жизнь прячет от нас свои сюжеты. Уметь найти их, следовать за историей, а не додумывать ее — особый талант, которым одарены редкие режиссеры. Именно они представлены в нашем цикле.
- Складывается впечатление, что картины, о которых вы говорите, должны быть сняты незатейливо и просто?
- В определенном смысле — да: в них нет никаких визуальных хитростей и интриг. Но, как это не парадоксально, снимать просто — самая сложная задача: не играть с сюжетом и не вмешиваться в его естественное развитие... Немецкий режиссер Вернер Херцог, знаменитый фильм которого "Маленькому Дитеру нужно летать" открывает наш новый цикл, владеет этим искусством в совершенстве.
- В чем особенность этой картины?
-Все большие режиссеры и большие писатели мечтают о том, чтобы найти в жизни такой сюжет, который можно было бы использовать, ничего в нем не изменяя. И при этом, в нем должен содержаться какой-то глубокий смысл, который не придется придумывать. Режиссер Вернер Херцог его нашел. История, рассказанная главным героем картины, — настоящая сокровищница, и она прекрасно подошла бы для сценария игрового кино. Это фильм о немецком маленьком мальчике, который вырос в американской зоне оккупации и хотел стать американским пилотом. Отец его погиб на войне, он остался один и убежал в Америку. Мечта его сбылась, он стал пилотом. Но в 1966 году его самолет был сбит над Вьетнамом. Он попал в плен, где немало пережил. Весь фильм строится на его воспоминаниях, которые представляют собой попытку взрослого уже человека осознать свое прошлое и понять, как ему жить дальше. В фильме воспроизводятся все самые страшные моменты его плена, все значимые события его детства. Это такой монолог, рефлексия, запечатленная внимательной камерой режиссера: Херцог следует за повествованием своего героя, никак его не видоизменяя. В конце концов, герой фильма приходит к совершенно парадоксальному выводу. Не смотря на то, что на его долю выпало столько испытаний, перенести которые вряд ли возможно одному человеку, воля к жизни оказалась сильнее боли. И в нем все равно где-то глубоко внутри живет непреодолимая потребность летать, а значит, жить дальше...
- Почему, на ваш взгляд, эти фильмы следует посмотреть?
- Посмотреть их действительно необходимо. Они, как хорошая литература, которая возвращается к Вам своими сюжетами в разные моменты жизни. В них поднимаются темы вневременные, связанные с вечными поисками человеком смысла жизни...
Премьера цикла "Фестивальное кино" с 27 июня по понедельникам на телеканале "Культура".
Отдел культуры
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.