Как нетрудно заметить, в последнее время количество претензий бывших советских республик к России возросло неимоверно, превратившись прямо-таки в настоящий вал. Требуют всего — и признания факта "оккупации", и материальных компенсаций, и территориальных уступок... Особенно усердствуют прибалтийские государства. Старается не отставать от них и грузинские власти. Периодически поднимают вопрос о "справедливом дележе" украинские власти, претендующие на часть зарубежной собственности бывшего СССР (при этом взять на себя выплату части советского долга в Киеве явно не горят желанием).
Отечественные правозащитники-демократы и прозападно ориентированные политики изо всех сил пытаются убедить и общество и российские власти в том, что в этом нет ничего страшного. И Россия просто обязана принести извинения и признать факт оккупации этих стран. Только тогда, дескать, обновленная демократическая Россия будет принята в цивилизованное сообщество и в радостном экстазе сольется с остальным развитым миром.
Примерно те же аргументы используют и прибалтийские политики. О чем бы ни шла речь, они в первую очередь требуют покаяться и признать, что они были объектами оккупации Советским Союзом с 1940 по 1991 годы. Причем то, что Съезд народных депутатов СССР уже осудил "Пакт Молотова-Риббентропа" и признал его недействительным (тем самым сняв все моральные аспекты), прибалтов явно не устраивает.
Подобная настойчивость вряд ли объяснима только ущемленным государственно-национальным достоинством. Политику делают очень прагматичные люди, и в межгосударственных отношениях за декларативными сантиментами и слезами по поводу беспризорных животных обычно кроется жесткий расчет.
Не исключение и этот случай. Процесс становится понятным, если мы от моральных категорий перейдем к принятым международным сообществом правовым нормам. После окончания Второй мировой войны при непосредственном участии Советского Союза в международных правовых актах был принят вполне конкретный юридический термин "оккупация" и разработан статус оккупанта. Извинившись "за оккупацию", Россия официально признает за собой статус оккупанта, а это будет являться юридическим и фактическим обоснованием для того, чтобы ей выставили вполне конкретные материальные претензии. И тогда оголтелые мечты о многомиллиардных компенсациях превратятся во вполне конкретные судебные иски. И не на одну сотню миллиардов. А отбиться от них будет очень трудно. Не зря же до сих пор, пока Россия твердо отстаивает свою позицию хотя бы в этом вопросе, дальше деклараций с пеной у рта дело так и не пошло.
Но для эстонских, латышских и литовских политиков, как, впрочем, и для Саакашвили, вопрос о признании оккупации имеет и еще один не важный аспект. Причем, одновременно и материальный, и политический. Речь идет о статусе, правах и финансовом положении национальных меньшинств, в странах Балтии — русскоязычного населения. Ни для кого не секрет, что развивая общегуманитарные ценности, Евросоюз очень озабочен их соблюдением на всей территории Европы. И потому не может мириться с откровенным сохранением за различными этническими группами статуса людей второго сорта. Количество деклараций о необходимости урегулирования гражданско-национального вопроса в странах Балтии уже, наверное, исчисляется десятками. Но проблема не то что не решается, а еще более усугубляется с каждым годом.
После признания Россией факта оккупации подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов, приехавших в Прибалтику в советский период, официально станут "оккупантами". А у оккупантов, в соответствии опять же с международными правовыми нормами, не может быть никаких гражданских прав. Тогда русскоязычное население можно будет оставить второсортными на совершенно законных основаниях. И никто не придерется. Или же будет организована массовая кампания по их депортации на историческую Родину.
У Саакашвили ситуация немного иная. Он, согласно европейским решениям, должен решить проблемы турок-месхетинцев, возвращающихся и уже возвратившихся в Грузию. Собственных денег на это в грузинской казне нет, а делать надо. Иначе в Европах-с не поймут-с. И потому так велик соблазн взвалить это финансовое бремя на российских налогоплательщиков.
Вот такова реальная, истинная, материальная цена моральных извинений, которые требуют от России. А казалось бы — всего лишь "восстановление исторической справедливости"...
Александр Гришин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.