После событий в Андижане узбекский президент Ислам Каримов отправился в Китай, где был встречен весьма гостеприимно. Если западные страны призывают к независимому расследованию событий в Андижане, то Пекин выразил Каримову свою полную поддержку.
Что касается призывов к расследованию, то Каримов отвергает подобную возможность. Единственная уступка с его стороны — разрешение представителям ташкентских офисов ООН и ОБСЕ посетить Андижан.
Председатель КНР Ху Цзинтао назвал Каримова "старым другом китайского народа". Узбекский президент в долгу не остался, сказав, что Китай — "одна из самых важных держав". В ходе его визита были подписаны 14 соглашений, среди них договор о дружбе и сотрудничестве и соглашение о создании совместного нефтяного предприятия стоимостью 600 миллионов долларов. Перед тем как отправиться в трехдневную поездку в Китай, Каримов сказал журналистам в Ташкенте, что надеется привлечь китайские инвестиции на сумму до полутора миллиарда долларов в течение трех-пяти лет.
Хорошие отношения с Каримовым очень важны для китайского руководства. Пекин заинтересован в стабильной Центральной Азии, которую он рассматривает в качестве рассадника исламского экстремизма. Власти КНР опасаются проникновения исламистских боевиков на свою территорию. Поэтому жесткие шаги Каримова против "экстремистов" в Пекине открыто приветствуют.
Ху Цзинтао сказал, что "Китай уважает путь, который выбрал узбекский народ, чтобы развивать свою страну, и уважает усилия, направленные на защиту национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности". В переводе с дипломатического языка это означает, что КНР и дальше не будет возражать, если Каримов станет применять самые жесткие меры против оппозиции, в первую очередь, исламских экстремистов.
Недавние события в Узбекистане произошли примерно в 200 км от китайской границы. Это район Китая, населению которого не чужда мусульманская религия. Китайские власти не скрывают, что "уйгурские сепаратисты" хотят построить независимое теократическое государство и являются "частью международной террористической сети". "На совести восточно-туркестанских сепаратистов немало террористических вылазок в Китае, — говорится в заявлении представителя министерства иностранных дел КНР Кун Цюаня. — Узбекская сторона полностью понимает и поддерживает позицию китайского правительства по этому вопросу".
По словам Кун Цюаня, китайское руководство "твердо поддерживает усилия властей Узбекистана, направленные на подавление терроризма, сепаратизма и экстремизма". Китай больше всего заинтересован в поддержании региональной стабильности, опасаясь за свою территориальную целостность из-за роста сепаратизма. Китайцы считают, что их сепаратисты поддерживают тесные связи с экстремистскими исламскими группами в Узбекистане. Китайские аналитики уверены, что руководство Узбекистана делится со своими коллегами из КНР информацией о деятельности исламистов, связанных с китайскими сепаратистами.
Поездка Каримова была запланирована как ответный визит вежливости после того, как Ху Цзинтао посетил Ташкент в прошлом году. Однако сейчас она пришлась как нельзя кстати. Он дал узбекскому лидеру возможность подчеркнуть, что Пекин — на его стороне. Он получил в Китае ту поддержку, на которую и рассчитывал. А взамен пообещал поддерживать "мир и стабильность" в регионе — китайцы хотели от него услышать как раз это.
Соединенные Штаты, как и Китай, успешно налаживают отношения с Узбекистаном. Но отношение Вашингтона и Пекина к андижанским событиям отличается очень сильно. США настаивают на проведении независимого расследования и даже угрожают приостановить помощь, если этого не будет сделано. Китайцы с удовольствием и весьма умело строят отношения со странами, которые Вашингтон был бы не прочь наказать за "непослушание".
Так происходит с Северной Кореей, на которую Пекин не хочет оказывать давление, несмотря на настойчивые призывы Белого дома. С Ираном китайцы развивают экономические связи, несмотря на ядерную программу Тегерана. Хорошие отношения складываются у КНР с Мьянмой, Суданом, Непалом и Зимбабве. Китай использует любую возможность, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность и неподчинение "единственной оставшейся в мире супердержаве". В первую очередь, чтобы подчеркнуть, что сам становится супердержавой.
Визит Каримова пришелся как раз кстати, дав Китаю лишний повод подразнить Белый дом.
Однако это стало лишь сопутствующим результатом визита. Он показал, что первые места в двусторонних отношениях занимают борьба с терроризмом, укрепление региональной стабильности и экономическое сотрудничество. Каримов возвращается в Ташкент с экономическими соглашениями и мощной политической поддержкой руководства КНР. После этого международным организациям рассчитывать на получение объективной информации о том, что произошло в Андижане, не приходится.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.