Длящийся десятилетия спор вокруг Кашмира должен быть урегулирован. Это пообещали сделать лидеры Индии и Пакистана после трехдневных переговоров. Подкрепляя обещание, они подписали несколько договоров о пересечении границы и торговле.
Стоя рядом с пакистанским президентом Первезом Мушарафом, премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал, что два лидера согласились продолжать переговоры по Кашмиру в "искренней, целеустремленной и дальновидной манере". Правда, прорыва по Кашмирской проблеме пока не произошло. Тем не менее, сама встреча и переговоры говорят о том, что руководство двух стран готово к открытому диалогу. В совместном заявлении Сингха и Мушарафа говорится, что "мирный процесс необратим".
Одним из главных признаков этого процесса стал открытый в начале апреля автобусный маршрут, пересекающий Линию контроля между двумя странами. На переговорах в Дели было достигнуто соглашении об увеличении рейсов этого автобуса, открытии новых маршрутов, в которых заинтересованы многие семьи, разделенные линией. Она де-факто является границей между двумя соседними странами, обладающими ядерным оружием.
Индийцы и пакистанцы показали, что могут быть неплохими дипломатами. "Официальной" причиной визита Мушарафа стал матч по крикету, чрезвычайно популярному и в Индии, и в Пакистане. По словам пакистанского президента, переговоры оказались более успешными, чем он ожидал. Однако окончательное решение Кашмирского спора потребует "времени и мудрости". Индийский премьер, тоже выглядевший оптимистично, заявил, что его страна готова пойти на уступки Пакистану в области торговли. Он, кстати, уже получил приглашение от Мушарафа посетить Пакистан.
В течение нескольких лет Индия и Пакистан делали попытки к сближению, которые, однако, часто проваливались "благодаря" исламистским боевикам, имеющих свое "видение" проблемы. Но с января прошлого года мирные переговоры, хотя и со скрипом, продвигались без остановок.
Спор вокруг контролируемого Индией Кашмира продолжается более полувека. Там действуют более 10 исламистских вооруженных группировок. Их цель — или независимость Кашмира, или присоединение его к Пакистану. 15-летний вооруженный конфликт унес жизни 66 тысяч человек. Кашмир был непосредственной причиной двух из трех войн между Индией и Пакистаном. В 2002 году они оказались на грани четвертой войны, вновь из-за этого нерешенного вопроса.
"Военному диктатору" Мушарафу приходится противостоять исламистам как внутри Пакистана, так и в Кашмире. В понедельник "партизаны" обвинили президента в том, что он "предает" дело кашмирского народа. "Мушараф продал Кашмир за торговлю и туризм, пал на колени перед Индией", — с таким совместным заявлением, как сообщает AP, выступили сразу несколько повстанческих группировок в индийской части Кашмира. "Мы не откажемся от священной войны, джихада, до тех пор, пока Кашмир не будет освобожден", — заявили они. Одна из вооруженных группировок в пакистанской части Кашмира выступила примерно в том же духе.
Обвинения против "диктатора" посыпались на следующий день после того, как Мушараф встретился с кашмирскими лидерами-сепаратистами. Они, по его мнению, должны участвовать в мирном процессе, в какой бы форме он не проходил. Вскоре те же лидеры должны будут встретиться и с индийским премьером, хотя точная дата еще не определена.
Четыре года назад Мушараф ездил в Индию на переговоры с тогдашним премьер-министром Аталом Ваджпаи. Но они не смогли заключить никаких соглашений, так как не допускали компромиссов. Сейчас, по словам Мушарафа, "принудительная дипломатия" использоваться не будет. Он признался, что нынешняя встреча разительно отличается от переговоров 2001 года. "Тогда была напряженность, сейчас — дружба, гармония, — заявил пакистанский лидер. — Мы были тогда рассержены, сейчас мы счастливы". Позже Сингх сказал индийским редакторам, что с "Генералом" можно "иметь дело".
В этот раз Мушараф и Сингх согласились работать над созданием "мягкой границы". Она, однако, не является окончательным решением кашмирского вопроса. Каким оно может быть, журналистам приходится лишь догадываться: после того, как Сингх зачитал совместное заявление, два лидера не стали отвечать на вопросы.
Индийский политолог Удэй Бхаскар заявил Reuters, что он становится "осторожным оптимистом", когда говорит о кашмирской проблеме. "Ни одна из сторон не пытается набрать очки, а хочет понять, что беспокоит другую", — заметил он. Возможно, Мушарафу помогает лучше понимать индийцев то, что сам он родился в Дели.
В матче по крикету выиграл Пакистан. Если двум странам все же удастся договориться по Кашмиру, выиграют все.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.