Намеченные на 11 апреля выборы главы Организации американских государств (ОАГ) во многом парадоксальны. С одной стороны, за этот пост разгорелась самая острая борьба за всю историю организации. С другой — Соединенные Штаты, которые раньше уделяли ОАГ огромное внимание, на этот раз отнеслись к избранию ее лидера с "олимпийским спокойствием". Впервые "выбранный" Белым домом человек не возглавит организацию, созданную для сотрудничества стран Западного полушария.
Выборы нового генсека назначили после того, как в октябре прошлого года предыдущий лидер ОАГ Мигель Родригес подал в отставку после обвинений в его родной Коста-Рике в том, что он брал взятки во время своего президентства.
Генерального секретаря ОАГ будут избирать в Вашингтоне делегации 34 стран-членов. Штаб-квартира организации, где государства Западного полушария решают общие региональные проблемы, находится в столице США. Традиционно "руководящей и направляющей" силой ОАГ были Соединенные Штаты. Но, как пишет Financial Times, тот факт, что кандидат на пост генсека Франсиско Флорес, которого поддерживали США, снял свою кандидатуру, свидетельствует о растущем "латиноамериканском влиянии" на ОАГ.
Флорес, бывший президент Сальвадора, вышел из предвыборной гонки в пятницу, заявив, что его кандидатура создала "опасную ситуацию, при которой вместо объединения региона, оказалось, что мы разделили его". Он прекратил борьбу после безуспешного лоббирования, которое проводил Вашингтон. Убедить большинство из 14 Карибских государств поддержать сальвадорца не удалось. Они намерены проголосовать за чилийца Хосе Инсулзу. Сальвадор — один из самых лояльных союзников США в регионе, который даже послал свои войска в Ирак. Сейчас Сальвадор — единственная из Центральноамериканских стран, которая поддерживает военное присутствие в Ираке.
США хладнокровно отреагировали на решение Флореса. Госсекретарь Кондолиза Райс поблагодарила его за предвыборную кампанию, которую он провел. В заявлении Госдепартамента говорится, что США "с высочайшем уважением относятся к двум оставшемся кандидатам" и проводят консультации, чтобы в последний момент объявить, кого они поддержат. Тем не менее, Вашингтон выразил готовность "конструктивно работать" с тем, кого изберут страны-члены ОАГ.
Если Флорес придерживается правых взглядов, то Хосе Мигель Инсулза, еще один кандидат, министр внутренних дел Чили, — социалист. Его поддерживают, кроме Чили, Бразилия и Аргентина и активно лоббирует Венесуэла.
Инсулзе противостоит министр иностранных дел Мексики Луис Эрнесто Дербез. Он член правящей Партии национального действия. Кандидатуру Дербеза поддерживают Мексика и Канада.
Дербез обещает в случае избрания сделать борьбу с искоренением нищеты своей главной задачей. Инсулза хочет придать ОАГ большую динамику и восстановить доверие к организации, которую многие обвиняют в неэффективности.
Несмотря на то, что и Чили, и Мексика считаются дружественными Вашингтону государствами, они отказались отправлять свои войска на Ближний Восток и воздержались от голосования в Совете безопасности ООН оп иракской проблеме.
Кандидатам на пост генсека нужно набрать 18 голосов, поэтому от голосования Карибских государств будет зависеть многое. Соискатели этой должности побывали в этих странах, обещая им многое — от финансовой помощи до второго по влиянию поста в ОАГ для дипломата одной из этих стран. До дня голосования подавляющее большинство стран "Карибского блока" выступали за Инсулзу.
Некоторые латиноамериканские издания выразили озабоченность по поводу того, что США недостаточно заинтересованы сейчас в ОАГ. Чилийская La Tercera написала, что Латиноамериканский регион продолжает оставаться на обочине внешнеполитических интересов США, которые заняты больше Ближним Востоком и Азией. В течение всей "холодной войны", как пишет это издание, ОАГ служила интересам США, пытавшимся сдержать "коммунистическую экспансию" в регионе.
Однако было бы ошибкой предполагать, что США, занятые сейчас другими регионами, пустят на самотек дела в своем "латиноамериканском подбрюшье". 14 небольших Карибских государств, входящих в CARICOM (Карибское сообщество), и говорящих в основном по-английски, будут решающим фактором в голосовании по кандидатуре "генсека Западного полушария". Это стало отражением все большей политической роли, которую играет CARICOM в Организации американских государств.
Соединенные Штаты, судя по всему, этот феномен начинают раздражать. Miami Herald опубликовала статью Андреса Оппенгеймера под заголовком "Латинской Америке необходим региональный Совет безопасности". В статье говорится, что крошечные Карибские острова-государства приобретают чрезмерную "политическую власть, которая может оказать влияние на отношения в Западном полушарии на годы вперед".
Опенгеймер упоминает критиков, которые считают, что Карибское представительство в ОАГ "вышло из-под контроля" в последние десятилетия, по мере того как эти страны получали независимость. Когда ОАГ создавали в 1948 году, в нее входили 21 государство, и лишь две страны представляли Карибы. По словам Оппенгеймера, сейчас, когда возрастают угрозы демократии в Латинской Америке, большие страны в регионе не принимают ОАГ всерьез, и видят ее только как место для решения проблем малых стран. В результате, "большие страны" не вкладывают деньги в ОАГ, бюджет которой не рос в течение двух десятилетий.
"Малые государства", наоборот, заинтересованы в ОАГ, чтобы усилить свою политическую роль в регионе. Посол Барбадоса в ОАГ Майкл Кинг заявил недавно, что Карибские страны были "на переднем крае" борьбы за права человека еще до того как США начали поднимать этот вопрос". По словам Кинга, "проблема ОАГ не в маленьких странах, а в недостатке политической воли всех государств-членов, которая необходима, чтобы усилить организацию".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.