Александр Фурсенко собирается выкинуть на улицу 43 тысячи студентов
На встрече со студентами в Красноярске министра образования РФ закидали яйцами. Леваки выкрикивали при этом лозунги "Нет реформе образования!", а зал встретил их действия бурными аплодисментами. Возможно, эта акция — не просто политической выходка радикалов, а отражение определенного умонастроения сибиряков, негативно встретивших идею Центра о сокращении числа высших учебных заведений .
Подтверждением тому служит текст выступления на конференции "Молодежная политика и образование в Сибирском федеральном округе", прозвучавший год назад и тогда же опубликованный в материалах этого межрегионального совещания. Но, как видим, мнение сибиряков тогда не было учтено чиновными реформаторами.
КОМУ МЕШАЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ?
Почему везде в Сибири — вплоть до далеких деревень — русские люди говорят
на правильном литературном языке? Среди красноярских филологов популярна версия, что это — последствия просветительской деятельности ссыльных декабристов. Вполне возможно, но в любом случае развитие сибирской культуры является не самостоятельным процессом, а включено в контекст постепенного освоения азиатских территорий Государством Российским. Город Красноярск на берегах Енисея и первая колония англичан Нью-Плимут в Америке появились одновременно — в 20-х годах 17 века. И не случайно многие исследователи обнаруживают параллели в судьбах Сибири и США — сходств много, однако различия принципиальны. Последние обусловлены тем, что Сибирь является естественным продолжением европейской части России, тогда как заокеанские колонии рано или поздно "уходят" от метрополии, приобретая независимость или попадая под власть ближайших соседей. (Судьба Аляски — американской колонии Российской Империи — один из многочисленных примеров.)
Первую государственную школу в Америке попытался создать епископ Джордж Беркли в 18 веке, однако парламент так и не выделил обещанного финансирования. (Незадачливый миссионер вернулся в Лондон, но имя философа Беркли в последствии было присвоено Колумбийскому университету.) Примерно в то же время Православная Церковь озаботилась созданием в Сибири системы церковных школ. Трудности этого процесса описаны Николаем Лесковым в хрониках "Сибирские картинки XVIII века": "Когда в г.Красноярске основывалась школа, для которой потребовался законоучитель, то во всем составе духовенства этого города не оказалось ни одного священника, который смог бы учить детей священной истории и начаткам православного учения веры. Тогда с разрешения духовного и светского начальства учителем был определен сосланный на заводы поселенец из российских дьяконов, некто Полянский. Это был какой-то отчаянный гуляка, которому "нужды ради" выпала доля положить начало русской школе в сибирском крае..." (Н.С.Лесков. Собрание сочинений в двенадцати томах. М. Изд-во "Правда", 1989. Т. 12, с. 153.)
За четырехсотлетнюю историю Сибири накопилось множество примеров, показывающих прямое влияние государственной политики. Особенно велика была роль ее в советский период, поэтому, когда во времена перестройки в идеологический оборот был введен тезис об "эпохе застоя", сибиряками он воспринимался метафорически. О каком "застое" могла идти речь, если здесь "с нуля" возводились новые города? Наоборот, такого бурного развития как в
70-80-е годы Сибирь ранее не знала. Одновременно с мощнейшей индустриальной базой формировалась и система образования, причем, ее формирование давало последствия в долгосрочном плане. Ныне это привело к парадоксальной ситуации: сибирская система образования в повышенном количестве стала выдавать высококлассных специалистов именно в период реформ, когда кризис в экономике и финансах привел к снижению потребности в новых кадрах.
В связи с этим кое-кем высказывается мнение,дескать, отпала нужда в развитой системе образования на территории Сибири. Данное мнение в рациональном отношении выглядит полнейшей бессмыслицей — разве могут быть "излишними" высококвалифицированные кадры? А в политическом ракурсе такое суждение видится в качестве анекдотического — "нет человека — нет проблемы". Иными словами, данное мнение явным образом противопоставлено государственным планам перспективного развития страны. Кто станет "удваивать ВВП", если сейчас развитая система образования будет свернута? Впрочем, подобные цели не являются лишь плодом тупого "бюрократического мышления", на самом деле они вписаны в долгосрочную стратегию, которая еще совсем недавно открыто навязывалась России зарубежными конкурентами. Факты, подтверждающие данную мысль, широко известны и, возможно, станут в ближайшее время предметом специального парламентского расследования.
В течение 7 лет наша общественная организация "Евразийский проект" вела изучение истории Сибири с целью выявления исторических тенденций, позволяющих наиболее эффективно строить планы развития территорий азиатской части России. Нынешние социально-экономические изменения в стране, разумеется, накладывают свой отпечаток, но в целом эти тенденции остаются неизменными. В начале данной статьи не случайно обозначена аналогия между освоением Сибири русскими и освоением Америки английскими колонистами. Можно достаточно обоснованно высказать мысль, что общие закономерности этих процессов одинаковы, но их темп различен в связи с резким различием климатических условий. Однако к настоящему времени эти различия климатических условий нивелированы по многим параметрам: в советский период на территории Сибири была создана развитая инфраструктура жизнеобеспечения.
Иными словами, ныне в сибирских регионах люди могут иметь все необходимое
для существования и развития, — им не приходится тратить львиную долю свободного времени для защиты своих жилищ от сибирских морозов и для обеспечения себя продуктами питания, производство которых в нашем климате было всегда крайне трудоемким. Одним из фактов, подтверждающих сказанное, является массовое переселение в Сибирь людей с юга, из Средней Азии и Закавказья — теперь здесь могут жить не только русские поселенцы и северные аборигены, но и более "теплолюбивые нации".
Более того, современная транспортная и информационная инфраструктуры позволяют сибирякам включаться в режиме "он лайн" в динамичные процессы, охватывающие собой весь мир. Это не нуждается в доказательствах, а тогда —
тем более — тезис о "снижении потребности в квалифицированных кадрах" выглядит абсурдно. По сути дела, им прикрываются две скрытые цели. Во-первых, желание превратить Сибирь в зону, населенную дешевой рабочей силой. Во-вторых, стремление обеспечить беспрепятственное проникновение в Сибирь квалифицированных кадров из центра или из-за рубежа — по типу "колониальной администрации". Фактически, Сибирь хотят превратить именно в колониальную зону, которой она давно уже не является.
Сказанное, может показаться неким идеологическим заявлением, тем не менее, факты его подтверждают. Особенно это стало заметно в ходе процессов, когда производственные мощности Сибири стали переходить под контроль столичных корпораций и заграничных ТНК, одновременно стала наблюдаться экспансия в Сибирь столичных финансовых групп, сопровождающаяся сознательным разрушением финансовых структур, складывающихся на региональной основе. В этих процессах всякий раз становилось явным и приобретало публичные формы противопоставление местных кадров и приезжих. Такого рода кадровую экспансию не останавливал даже тот факт, что приезжие зачастую уступали местным в знании региональной специфики и в общей профессиональной квалификации.
Разумеется, такого рода явления вызывали и вызывают в Сибири ответную реакцию (одним из ее проявлений, например, является наша статья).Однако дело не в субъективном чувстве уязвленности и психологической несовместимости, мы хотим выделить именно рациональный аспект проблемы. Он прост: система образования, сложившаяся в Сибири на базе развитого здесь индустриального потенциала, поставляет массу квалифицированных кадров, которые составляют интеллектуальный потенциал для будущего развития регионов. Если нужда в этих кадрах кем-то отрицается по тем или иным причинам, то это бессознательная ошибка или осознанный обман. Наоборот, рост числа студентов в Сибири показывает общественную потребность в высшем образовании — молодые люди лучше понимают перспективы региона, нежели иные бюрократы-планировщики из центра. Наконец, сворачивание региональной системы высшего образования невозможно провести по принципу "нет человека — нет проблемы", наоборот — это может привести (и уже приводит) к социальным напряжениям, последствия которых трудно предсказуемы.
Таким образом, наличие большого числа квалифицированных кадров, которые на данный момент не находят своего применения в существующей экономической ситуации, — это не проблема, нуждающаяся в устранении, а интеллектуальный ресурс, способный эффективно послужить развитию региона.
Теперь остается определить роль федерального центра в данном процессе. Во-первых, увод региональных финансов в центр и далее за границу — это, безусловно, негативное явление, которому следует воспрепятствовать. Либеральные тезисы о том, что "капитал уходит туда, где он нужен", здесь не подходят. Современная ориентация на "короткие деньги" и быструю прибыль —
это проблема всей страны, но для Сибири ее наличие вдвойне очевидно, ведь этот капитал образуется из переработки местных ресурсов. В этой связи, нелишне подчеркнуть, что согласно нашим исследованиям, сибиряки в своей массе воспринимают как нечто абсурдное "частную собственность" на промышленные гиганты вроде КрАЗа или Норильского никеля. Для них эти заводы остаются государственной собственностью, переданной в доверительное управление тем или иным ФПГ, поэтому роль государственных органов в регулировании их деятельности по-прежнему востребована.
Во-вторых, государственное развитие системы образования в Сибири — это не только удовлетворение нужд молодого поколения сибиряков, которые хорошо осознают необходимость широких и универсальных знаний и желают получить их, чтобы включиться в процессы глобального развития цивилизации. Это — государственная поддержка достигнутого уровня интеллектуального ресурса, который требуется для успешного развития сибирских регионов. И, наконец, в-третьих, ныне уже не требуются масштабные государственные планы и проекты "освоения Сибири": поскольку инфраструктура жизнеобеспечения здесь создана, дальнейшее развитие может быть возложено на гражданское общество. Высокий уровень инициативы, тяга к инновациям, характерные для сибиряков, переводят развитие региона на рельсы "естественного процесса", подобного тем, которые возникают при освоении территорий с более мягким климатом. Этому естественному процессу развития государство не должно мешать, оно должно ему способствовать.
Сибирский Исследовательский Центр "НеоСинтез",
П.В.Полуян,
Ф.В.Марьясов,
О.Г.Сударенко.
Послесловие.
Наш текст, написанный год назад, сохраняет актуальность. Впрочем, как показывают события, большую актуальность ныне приобретают не аргументы и факты, а гнилые яйца, пачкающие дорогие костюмы бюрократов. И то сказать: надо же набраться чиновной наглости — сокращать число вузов под предлогом улучшения образования, да еще и с чистыми глазами отправляться на встречу со студентами. Это или несусветная глупость, или убежденность в безответности и покорности людей.
Павел Полуян, специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.