"Оранжевая революция" на Украине вновь привлекла внимание общественности, интересующейся происходящим вокруг, к такому явлению как неправительственные организации (НПО). В свое время мы рассмотрим это явление поподробнее, и, предполагаю, будем часто возвращаться к результатам наших изысканий, сверяя их с действительностью и тем, как будут развиваться события. Для того, чтобы как-то начать эту сложную тему, возьмем за основу один из документов организации The Heritage Foundation (Фонд «Наследие»), дающих представление о реальной политике США в отношении Украины и России. При этом в первой части нашего исследования, попробую свести объем комментариев к минимуму, ограничившись только самыми необходимыми пояснениями.
Почему именно этот документ и именно Фонда «Наследие»?
С одной стороны, аналитических структур, подобных The Heritage Foundation, называемых по-английски think tank (мозговой трест, фабрика мысли), в США множество. Большинство из них не имеют формального статуса структур, призванных вырабатывать рекомендации для руководства США, т.е. являются классическими неправительственными организациями. С другой стороны, такие «клубы по интересам», как, например, Council on Foreign Relations (Совет по внешним делам) и множество других аналитических центров оказывают серьезное влияние на принятие решений самого высокого уровня, а Фонд «Наследие», по мнению многих исследователей, является структурой, формирующей стратегию Республиканской партии.
Статья Ариэля Коэна была разослана в свое время украинским аналитическим центрам, исследовательским институтам, социологическим конторам, средствам массовой информации и прочим организациям на Украине, заслужившим западные гранты либо претендующим на их получение. Другими словами, статья члена научного общества Российских и Евразийских Исследований Института международных исследований при The Heritage Foundation доктора философии Ариэля Коэна ничто иное, как разъяснение генеральной линии.
Кроме того, с момента написания документа прошло почти четыре года и мы задним числом имеем возможность проанализировать, какие цели США обозначались в инструкции и какими средствами предполагалось достичь необходимого Вашингтону результата. При переводе с украинского языка я позволил себе выделить некоторые фрагменты (слова и словосочетания), которые, на мой взгляд, обладают большим приоритетом по сравнению с соседними. Исходный текст никаких выделений не содержал. Читатели, знающие украинский язык могут, при желании, проверить правильность моего перевода… Слово ”незалежницькі” , употребленное А.Коэном, я оставил без перевода, т.к. вариант “независимые” в данном случае не совсем корректен.
The Heritage Foundation
19 March 2001
Кризис в Украине угрожает демократии и подрывает региональную безопасность
Недавние волнения в столице Украины Киеве отображают нарастающую политическую нестабильность, которая ставит и будущее Украины, и интересы США в Восточной Европе под угрозу. Кризис, вызванный скандалом вокруг возможной причастности президента Украины Леонида Кучмы к убийству журналиста, усиливается плохими экономическими показателями и энергетической и финансовой зависимостью от России. Как можно было увидеть на февральском российско-украинском саммите в Днепропетровске, это взрывное объединение вытесняет Украину назад на российскую орбиту.
Президент России Владимир Путин склоняет Киев подчинить вооруженные силы, энергетику, производство и военно-промышленный комплекс российской экономической и политической гегемонии в обмен на увеличение объема энергетических поставок и реструктуризацию долга, который набежал за поставки Украине российского естественного газа. Последствия такой зависимости могут быть серьезными как для Украины, так и для США. Вхождение в будущую российскую сверхдержаву могло бы забрать у нее возможность европейской интеграции, разрушить статус-кво в Европе, который возник после завершения Холодной войны, повысить напряженность в отношениях между Россией и НАТО в Европе и, в конце концов, ухудшить отношения Россия-США.
Украина и интересы США в Европе
Независимая и демократическая Украина является важной для американской политики в Восточной Европе. Крепкая Украина может помочь воспрепятствовать России, которая становится националистической и авторитарной, получить прямой выход как к границам Центрально-Восточной Европы, включая членов НАТО Венгрию и Польшу, так и к Юго-Восточной Европе и Балканам. Украина также контролирует стратегического значения северное побережье Черного моря, которое находится в непосредственной близости к члену НАТО Турции. Независимая и демократическая Украина является также определяющей для будущего России. Повторное вхождение 50-миллионной Украины в российскую супердержаву приведет к появлению квази-имперской и недемократической Большой России. Строители Российской Империи среди представителей органов нацбезопасности и вооруженных сил открыто провозгласили необходимость установить гегемонию над Украиной в контексте антагонистической природы российско-американского противостояния. Россия хотела бы воспрепятствовать США и Западной Европе, иметь политическое влияние на территории бывшего СССР. Более чем 200 лет Украина и Крым является базой, с которой Россия угрожала Турецким проливам. С Украины Россия начала четыре раздела Польши в 18 и 20 столетиях. Интеграция Украины в российскую супердержаву разрушит все надежды на демократическое восточно-славянское, ориентированное на Запад, государство, и создаст новые линии раздела в Европе. Тогда возвращение расширенной России к исторически агрессивной манере поведения в регионе будет лишь вопросом времени. Ситуация на Украине предопределяет исключительное значение поддержки независимости Нового независимого государства, которое попало под давление Москвы в результате внутренней политической и экономической слабости и зависимости от российской энергии. Другие импортеры российского газа в регионе, такая как Грузия, оказались в похожем положении.
Политика США
Чтобы поддерживать независимость Украины, территориальную целостность, демократию и экономические реформы, основанные на верховенстве закона и устойчивой прозападной ориентации, администрация Буша должна:
• Издать президентское заявление, которое бы делало акцент на стратегической важности Украины, подтверждала поддержку США ее независимости, суверенности, демократии, верховенства закона и прозападной ориентации. Это сдержит Россию от вмешательства и поддержит незалежницкие силы на Украине.
• Переоценить и перераспределить помощь США в свете текущего кризиса. Немедленный просмотр может быть скоординирован Национальным советом по вопросам безопасности и проведен Госдепартаментом. В нем должны принять участие посольство США на Украине, Министерство обороны, Министерство финансов и энергетики, сотрудники разведки.
• Расширить сотрудничество НАТО с вооруженными силами Украины, в том числе через программу "Партнерство ради мира", который может поощрить реформистские и незалежницкие элементы в Вооруженных силах Украины.
• Расширить промышленное сотрудничество с Украиной, в том числе в аэрокосмической области, и поощрить союзников США в Западной Европе, в особенности Германию и Великобританию, сделать то же самое.
• С помощью Национального фонда демократии, Международного республиканского института, Национального демократического института, международных телерадиовещательных агентств, таких как Радио “Свобода” и “Голос Америки”, поощрять участие реформистских, продемократических сил в правительстве.
С своей стороны Украине следует развивать и внедрять ряд реформ, лишь бы достичь возрастающей и эффективной экономики, которая снизит зависимость от России. Украине следует развивать экономические модели и законодательство, чтобы искоренить коррупцию в высших эшелонах власти и разрешить американским и другим западным компаниям конкурировать на основах справедливости и инвестировать в энергетику и прочие промышленные секторы украинской экономики.
Работая с непредубежденными руководителями приватизационным процессом, такими как ведущие аудиторские и главные западные консалтинговые фирмы, Украина может проводить открытую, прозрачную и непредубежденную приватизацию больших предприятий. Власти также следует прекратить субсидировать промышленные предприятия через поддерживаемые государством дешевые энергетические поставки – такое изменение в политике прекратит цикл энергетической задолженности России.
Вывод:
Судьба Украины зависит от энергетической независимости, управления долгом, экономической эффективности и прозрачности частного сектора. И вдобавок Украина станет решающим фактором того, распространит ли Россия сферу своего влияния и установит гегемонию над своими соседями в ХХІ столетии. На карте также стоит безопасность таких членов НАТО, как Польша и Турция. Администрация Буша должна действовать быстро и решительно, чтобы справиться с этим сложным вопросом
Доктор Философии Ариэль Коэн является членом научного общества Российских и Евразийских Исследований Института международных исследований при The Heritage Foundation.
Алексей Ковалев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.