Сегодня в России и Японии отмечается одна из самых важных дат в истории отношений между двумя странами. 150 лет назад, 7 февраля 1855 года, был заключен Симодский договор о торговле и границах, ставший первым официальным соглашением между Россией и Японией. Знаменательное событие. Вот только отмечают его, что в нашей стране, что у дальневосточных соседей не совсем так (а точнее сказать – совсем не так), как оно того заслуживает.
150-летие договора, заключенного адмиралом Евфимием Путятиным, совпало с так называемым Днем Северных территорий, который каждый год отмечается в Японии. Ничего случайного в этом совпадении нет – согласно договору, граница между двумя государствами пролегла между островами Уруп и Итуруп. Т.е. те острова, на которые ныне претендует Токио (Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи), были переданы Японии.
В Токио сегодня открылся 60-й съезд участников «Движения за возвращение Северных территорий». Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми в письме участникам съезда вновь подчеркнул, что заключения мирного договора между Россией и Японией возможно только после того, как будут «возвращены» спорные острова.
В России «День Северных территорий» отметили на свой манер. На Сахалине перед зданием японского генконсульства состоялся митинг, участники которого протестовали против притязаний Японии на южнокурильские острова.
Впрочем, как отмечают многие наблюдатели, новый виток споров вокруг принадлежности островов был спровоцирован еще три месяца назад, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в одной из телепередач о готовности России выполнить обязательства, зафиксированные в Совместной советско-японской декларации 1956 года. Напомним, что согласно этим обязательствам, Москва готова была рассмотреть вопрос о передаче Японии двух островов – Шикотана и Хабомаи – после подписания мирного договора. Токио же требует вернуть все острова до подписания соглашения. Именно в таком духе и отреагировали японцы на слова российского министра иностранных дел.
Несмотря на то, что в России и Японии подчеркивают заинтересованность в развитии дальнейшего сотрудничества, территориальная проблема в последнее время вновь стала краеугольной в двусторонних отношениях. Именно по этой причине до сих пор нет никакой ясности с визитом Владимира Путина в Японию. Первоначально предполагалось, что президент России приедет в Токио в начале февраля, т.е. визит должен был совпасть по времени с нынешней юбилейной датой. Подвох заключался в том, что, как уже было сказано выше, 7 февраля отмечается еще и «День Северных территорий». И само присутствие Владимира Путина в Японии придавало визиту двусмысленный оттенок. В результате Путин в Японию не поехал. И когда поедет, точно неизвестно – японская пресса предполагает, что визит может состояться апреле-июне, т.е. до или после празднования 60-летия окончания Второй мировой войны. Перенос даты визита на более поздний срок вряд ли приемлем, теперь уже для японцев, поскольку в августе нынешнего года исполняется 60 лет вступления СССР в войну против Японии, в результате чего, собственно, последняя и лишилась Курильских островов и южного Сахалина.
Нынешние отношения между Россией и Японией являются наглядным примером того, как груз прошлого довлеет над настоящим. Но отбросить этот груз не так-то просто. Вряд ли кто-нибудь в России сомневается, что передача Японии четырех южнокурильских островов в том виде, в каком это предлагают сделать в Токио, маловероятен. Точно так жнее трудно себе вообразить, что должно произойти, чтобы японцы отказались от своих претензий (или, по крайней мере, предложили какой-либо компромисс, хоть в какой-то степени устраивающий обе стороны). Судя по всему, никаких подвижек в ближайшие годы в этом вопросе не предвидится.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.