К написанию этого материала меня подтолкнули декабрьские сюжеты, показанные по российскому телевидению о сильных снегопадах на Сахалине и Камчатке в декабре 2004 года. Возможно, многие помнят репортажи с огромными сугробами, застрявшими в снегу машинами и вышедшими на борьбу со стихией людьми, вооружёнными лопатами. Интересна реакция телезрителей на эти сюжеты? Смею предположить, что у большинства людей она была приблизительно такой: "Вот так навалило! Настоящая зима!". Конечно, когда много снега, это всегда очень красиво! Но каково жителям Сахалина и Камчатки?! Ведь обильные снегопады это и перебои с транспортом, и аварийные ситуации на дорогах, и нервы, потраченные людьми, опаздывающими на работу из-за нестабильной работы городского транспорта в период снегопадов.
Однако не только на российском Дальнем Востоке люди пытаются бороться со снежной стихией, но и в соседней Японии, а в частности, на острове Хоккайдо. На втором по величине острове Японского архипелага снег также доставляет людям немало хлопот. О том, как решают "снежную проблему" жители столицы Хоккайдо, Саппоро, и пойдёт речь в этой статье.
Для начала приведу слова жительницы Санкт-Петербурга, оказавшейся зимой в Саппоро по служебным делам: "Теперь я ни одного дурного слова не скажу о питерских городских службах!". Так что же так поразило нашу соотечественницу в Японии?! Снег! Огромное количество снега! Огромное даже по сравнению с тем количеством, которое выпало в декабре на Сахалине и Камчатке. Только в ночь с 21 на 22 января этого года в Саппоро снежный покров увеличился на 1 (один!) метр. Правда, справедливости ради, надо отметить, что за один день столько снега в Саппоро выпадало в последний раз только 5 лет назад. Что же касается обычных снегопадов, то толщина снежного покрова составляет в среднем от 30 до 70 сантиметров в день. Таких снегопадов за зиму в Саппоро случается свыше десятка. А в средн ем за зиму в столице Хоккайдо выпадает свыше 3 метров осадков в виде снега.
Так как же жители Саппоро переносят столь снежную зиму? Наверное, самым подходящим ответом будет — спокойно, стойко и мужественно. В Саппоро подготовка к снежной зиме начинается еще в ноябре. В информационных программах по телевидению и радио уже в конце осени водителям начинают напоминать о том, что летние шины на автотранспорте следует заменить на зимние. Городские службы, отвечающие за зеленые насаждения, укрепляют деревья и кустарники опорами из бамбука, предотвращающими поломку деревьев под тяжестью снега. В обувных магазинах появляется специальная зимняя обувь с вмонтированными в подошву металлическими "кошками" против скольжения. Для тех кто не желает приобретать подобную зимнюю обувь, в магазинах широко представлены специальные резиновые насадки с металлическими шипами, надеваемые непосредственно на обувь. И, конечно же, в хозяйственных магазинах появляются лопаты и снегоуборочная минитехника. Таким образом, к встрече с первым снегом японцы подходят во всеоружии.
Как правило, в Саппоро снег ложится уже в первой половине декабря. И тогда весь город на несколько месяцев погружается под толстый слой белоснежного покрова. Из-за экологических соображений снег в Японии до асфальта не чистят. Дороги на Хоккайдо ничем не поливают, изредка посыпая пешеходные переходы шлаком. Таким образом, снег на дорогах лежит практически всю зиму. Жители домов и владельцы небольших фирм обязаны очищать свои участки самостоятельно, вне зависимости от положения и возраста. Снег сгребают лопатами к столбам или на границу между тротуаром и проезжей частью. Уже в начале января на обочинах дорог красуются трех-четырех метровые сугробы, разделяющие тротуар и дорогу и превращающие улицы города в снежные лабиринты. В это время большинство двух полосных городских дорог становится однополосными. Когда ведёшь машину, создается впечатление, что ты едешь по огромному снежному желобу, по краям которого видны только крыши домов и верхушки деревьев. Всё вышеописанное распространяется на весь Саппоро за исключением центра города. В центре и снег вывозится быстрее, и специаль ные тепловые коммуникации, проведенные под тротуарами (дороги с подогревом), не дают снегу полностью овладеть городом.
Что же помогает японцам спокойно переживать столь снежные зимы, создающие огромные трудности для повседневной жизнедеятельности людей? Мой ответ, возможно, удивит многих, ибо это... взаимовежливость, взаимоуважение, порядок и терпимость! Терпимость, как к регулярным природным катаклизмам, так и к окружающим людям.
Согласитесь, когда находящийся во встречной машине водитель кланяется и уступает тебе дорогу для проезда, а на узкой, снежной тропинке человек, залезая одной ногой по колено в снежный сугроб, улыбается и предлагает тебе пройти первым, при этом извинившись, это — реальный выход из сложившейся ситуации, а все природные неурядицы при таком человеческом отношении воспринимаются значительно спокойнее и легче.
Игорь Жгилев,
Саппоро,
Хоккайдо,
специально для "Правды.Ру"
Фото автора
Игорь Жгилев — автор и ведущий программы "Русский вечер" (Япония, Саппоро)
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.