Выборы в Ираке признаны состоявшимися. Признали их таковыми и иракские власти, и США, и Евросоюз, и ООН (в лице генсека организации Кофи Аннана). По предварительным данным, участие в голосовании приняли не менее 60% избирателей (т.е. приблизительно 8 миллионов человек). Впрочем, официальные итоги выборов будут обнародованы только через 10 дней.
Президент США Джордж Буш, узнав о первых предварительных итогах явки избирателей на участки для голосования, выступил с речью, в которой, в частности, заявил: «При таком массовом участии, несмотря на огромный риск для жизни, иракцы показали свою приверженность демократии. Своим участием в свободных выборах иракский народ совершенно однозначно отверг антидемократическую идеологию террористов».
Разумеется, текст обращения был подготовлен заранее. Хотя в нынешних условиях можно считать, что состоявшиеся выборы в Ираке – успех американской администрации, которая возлагала на них большие надежды и не жалела сил на рекламу «первых свободных выборов». В их успехе, кстати говоря, сомневались не только иностранные наблюдатели, но даже президент Ирака, который накануне голосования заявил, что избиратели побояться прийти на выборы из-за угрозы терактов.
Впрочем, теракты все-таки были. Только в Багдаде прогремели девять взрывов. Еще несколько – на севере страны, в Мосуле. В результате, по разным оценкам, жертвами терактов стали до 35 человек. И это несмотря на серьезные меры безопасности, предпринятые и иракскими властями, и командованием оккупационных войск. Хотя, в общем-то, никто и не рассчитывал, что выборы пройдут совсем без эксцессов. Можно считать большой удачей, что теракты не унесли жизни большего числа людей.
Стоит обратить внимание еще на одну особенность выборов. Голосовали в основном шииты и курды на юге и севере страны. Сунниты, составляющие не менее 25% населения Ирака, участия в выборах практически не принимали. Их партии и организации неоднократно призывали к бойкоту выборов, поскольку считают, что они не обеспечат интересы суннитского меньшинства.
И еще одна деталь. Похоже, жесткая риторика по отношению к соседнему с Ираком Ирану становится модной в этом сезоне. Иначе чем объяснить тот факт, что новоиспеченный госсекретарь Кондолиза Райс, раздававшая направо и налево интервью по поводу «первых свободных», не упустила случая вновь пригрозить Тегерану: «Мы озабочены той ролью, которую Иран пытается играть в Ираке. Например, Тегеран оказывает неоправданную поддержку мятежникам. Иранцы должны понять, что иракцы начнут строить свое собственное будущее, и это будущее станет сильно отличаться от иранского режима». Да, Иран явно не дает спокойно спать вашингтонским стратегам…
Кого выбирали в Ираке
275 человек в Национальную ассамблею (111 партийных списков и почти 8 тыс. кандидатов), по 41 представителю в 17 провинциальных советов и 51 представителя в багдадский городской совет.
Внаселенных курдами районах избирался автономный парламент, куда баллотировались представители 13 списков кандидатов.
Национальная ассамблея должна составить текст конституции, назвать нового президента и 2 вице-президентов, которые, в свою очередь, назначат нового премьер-министра.
В Ираке были открыты более 5 тысяч избирательных участков, выдвинуты 17 тысяч кандидатов от 223 списков партий и блоков.
Примечательно, что многие иракцы не только не были знакомы с программами кандидатов, но даже не представляли, как они выглядят. Как уверяли власти – по соображениям безопасности, из-за угрозы со стороны боевиков сопротивления.
Фото Euronews
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.