Процесс регистрации кандидатов в депутаты парламента Узбекистана — Олий Мажлиса — от политических партий и инициативных групп уже в самом разгаре. Об этом во вторник сообщил руководитель пресс-центра Центризбиркома Шерзод Кудратходжаев. По его словам, на сегодняшний день подписи на регистрацию кандидатов подали 486 представителей партий и около 150 — от инициативных групп. В частности, Либерально-Демократическая и Народно демократическая партии выдвигают по 120 депутатов, партия "Фидокорлар" - 97, "Миллий тикланиш" - 62 и "Адолат" - 87. Напомним, что всего в Узбекистане 120 избирательных округов. На этой неделе ЦИК завершит работу по регистрации кандидатов.
После официальной регистрации кандидатов предстоит самое главное — предвыборная гонка. Сегодняшняя пресс-конференция была полностью посвящена вопросам проведения предвыборной кампании и взаимоотношений кандидатов с прессой. Особенность нынешней избирательной кампании состоит в том, что наряду с предоставлением бесплатного эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ, предусматриваются также платные услуги кандидатам как в государственных, так и в независимых масс-медиа.
В недавно опубликованном постановлении определен объем бесплатного эфирного времени и печатной площади и порядок выступлений кандидатов в депутаты. Так, на государственных радио- и телеканалах будет выделено по 40 минут в прайм-тайм еженедельно, в официальных газетах — 10 процентов от общего объёма недельной печатной площади. Очередность выступлений будет осуществляться в алфавитном порядке.
Участие независимых СМИ в освещении избирательной кампании имеет свои особенности в этом году. Так, частные региональные телестанции намерены активно подключиться к освещению выборов, организовывать теледебаты, ток-шоу и другие интерактивные передачи. Как известно, в прошлые годы местные телестанции не могли себе этого позволить, так как самые крупные предвыборные мероприятия проходят в основном в Ташкенте. А в этот раз они создали сеть негосударственных телерадиовещателей, по которой будет осуществляться обмен передачами на предвыборную тематику, а также осуществляться прямая связь со студией в столице. Таким образом, кроме государственного телевидения, альтернативное освещение выборных процессов в общенациональном масштабе будет осуществляться через созданную сеть.
В этот раз независимые кандидаты от инициативных групп получили особый статус -наряду с партиями им уделяется особое внимание. Создан Центр поддержки независимых кандидатов, который и будет содействовать в предоставлении им равных условий в СМИ, защищать их права.
По заявлению Шерзода Кудратходжаева, "равные возможности для всех кандидатов" - это главная идея всех процессов в ходе избирательной кампании. Он отметил, что Положение об использовании СМИ кандидатами в депутаты направлено на то, чтобы создать равные условия для предвыборной агитации кандидатов, а также предотвратить использование "грязных" технологий.
Это равенство можно проследить даже в финансировании избирательной кампании. Как известно, всего на избирательную кампанию выделено 3 миллиарда 390 миллионов сум, из которых Центральная избирательная комиссия будет перечислять по 717 тысяч каждому кандидату (кандидатам от политических партий — на счета партий, независимым кандидатом — на счета соответствующих окружных избирательных комиссий). Кандидаты могут использовать только эти средства и только путем перечисления. Таким образом, ожидается обеспечить прозрачность и в этом плане.
Особые дискуссии на конференции вызвали вопросы скрытой рекламы. Как оказалось, этот момент тоже учтен в Положении ЦИК. Например, СМИ не должны распространять информацию о благотворительной деятельности партий, кандидатов в депутаты или организаций, где они являются учредителями. Или если сам работник СМИ станет кандидатом в депутаты, то на время избирательной кампании он будет освобожден от должности с сохранением средней зарплаты.
Алок Шекхар,
Узбекистан,
специально для "ПРАВДЫ. Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.