Громко аукнулась в России недавняя авария на канадской дизельной подводной лодке "Чикутими". Во-первых, премьер-министр Канады Пол Мартин изменил программу своего визита в Россию, отказался от посещения Санкт-Петербурга, Архангельска и Северодвинска. А ведь на этот визит возлагались большие надежды на расширение сотрудничества в деле утилизации российских АПЛ... В канадский портовый город Галифакс уже доставлено тело лейтенанта Криса Саундерса, погибшего при пожаре на "Chicoutimi" -- он был одним из девяти моряков, отравившихся угарным газом при пожаре. Остальных вроде откачали...Премьер-министр как раз и присутствовал на церемонии передачи тела погибшего родным.
В то же время другой причиной внесения корректировок в программу визита канадского премьера в Россию, по его же словам, стало "обострение ситуации в парламенте страны, где правительство не имеет большинства". В общем, не все ладно в "канадском королевстве"... Между тем, как ожидается, рабочая часть визита в Москву сохраняется. Так что, возможно, о помощи Северодвинску в утилизации старых АПЛ все-таки будет достигнута некая новая договоренность. Так ли это — узнаем в ближайшие дни.
Во-вторых, "канадская" авария почти совпала с российской скорбной датой. В тот день, когда в прессе появились первые сообщения о пожаре на канадской субмарине "Чикутими" ("Chicoutimi"), в российской базе подводников Гаджиево (Кольский полуостров) состоялся ежегодный митинг, посвященный памяти погибших 18 лет назад членов экипажа подводной лодки "К-219". 3 октября 1986 года в Саргассовом море, в районе Бермудских островов, атомная подлодка "К-219" потерпела аварию. Трое суток корабль продержался на плаву, но сам атомоход и четверых членов экипажа спасти не удалось. Все погибшие тогда подводники так или иначе связаны с северодвинском. Командир БЧ 2 капитан 3 ранга Алексей Петрачков бывал тут не раз, служил в бригадже подводников на "Хвездочке". Турбинист матрос Игорь Харченко, ракетчик матрос Николай Смаглюк, спецтрюмный матрос Сергей Преминин — учились специальности в северодвинском учебном отряде подводного плавания. 10 бывших членов экипажа К-219 и сейчас живут в Гаджиево. Долгие годы им пришлось отстаивать свою невиновность, свою честь подводников. Официально они не имеют никаких льгот. Но они не ждут каких-то особых почестей... По традиции жители Гаджиево собрались у памятника Герою России матросу Сергею Преминину — он вручную, специальным аварийным приводом заглушил атомные реакторы обесточенной подлодки, навсегда оставшись в реакторном отсеке... Тогда российская АПЛ, находившаяся в Саргассовом море (почти у берегов США!) вовремя подала сигнал бедствия, потому-то, наверное, и погибших было на "К-219" так мало... Но командира тогда наказали, да и других членов группы "К" (то есть командования лодки) долго мытарили по особым отделам. Через три года после аварии "К-219" погибла АПЛ "Комсомолец". Сигнал бедствия был подан не сразу — группа "К" с "Комсомольца" учла, так сказать, горький опыт группы "К" с "К-219". Вот и погибло там более четырех десятков подводников...
Канадская же субмарина "Чикутими" подала сигнал бедствия, когда находилась в 160 км западнее Ирландии, сразу же после начала пожара. Экипажу из 57 моряков удалось самостоятельно погасить пламя, но ликвидировать на месте полученные в результате пожара повреждения было невозможно... Бывшая британская подлодка получила канадское название "Чикутими" и была передана флоту Канады буквально перед переходом через Атлантику, 2 октября. Это было ее первое плавание под канадским флагом — она направлялась в порт Галифакс. Как сообщается в открытых русскоязычных источниках, "Чикутими" - последняя из четырех состоявших ранее на вооружении у Великобритании подлодок, которые были переоборудованы и затем закуплены Канадой. Было решено продолжить старую военно-морскую традицию Канады наречения кораблей в честь своих поселений для установления прочных и долговечных связей между флотом и жителями страны (ну, это почти как у нас шефство городов на одноименными кораблями). Четыре лодки были названы в честь основных канадских городов-портов: "Victoria", "Windsor", "Corner Brook" и "Chicoutumi". Корпус подлодок класса "Victoria" (к нему и относят все вышеперечисленные субмарины) изготовлен из высокопрочной стали и снаружи покрыт двадцатью двумя тысячами пластинок из эластомера для уменьшения акустической заметности. Субмарины в виде классической формы слезы имеют длину 70,3 метра, ширину 7,6 метра. В погруженном состоянии водоизмещение их составляет 2500 тонн. Максимальная глубина погружения достигает двухсот метров.
Дизельная субмарина, "бывшая в употреблении" у британских ВМС до того, как они перешли на атомоходы, по плану должна была прибыть в Канаду еще год назад. Однако потребовалось значительное время на устранение проблем, выявленных в ходе испытаний у побережья Шотландии. Одна из них летом прошлого года привела к протечке в корабль почти 1,5 тыс. литров воды. В январе были устранены обнаруженные позже другие "недоделки". Две другие подлодки того же класса уже находятся в Канаде, и с ними также возникало немало хлопот. Так, в марте прошлого года субмарина "Уиндзор", выйдя в свой первый учебный поход из Галифакса, была вынуждена через несколько часов вернуться в порт. Из-за неполадок системы гидравлики в ПЛ стала поступать забортная вода. Как тогда сообщалось, чтобы ее вычерпать моряки использовали все подручные средства, включая... стаканчики из-под йогурта. "Неприятности" возникли и с подлодкой "Виктория". Англичане выдали сертификат, подтверждающий то, что она может погружаться на глубину в 200 метров. При переходе через Атлантику с канадской командой на борту она, действительно, выдержала это испытание. Однако когда "Викторию" поставили в Галифаксе в сухой док, обнаружилось довольно крупное повреждение корпуса ниже ватерлинии. Канадское командование тогда приняло решение запретить погружения на максимальную глубину. У четвертого корабля — как раз у "Чикутими", тогда же были обнаружены серьезные повреждения. Надо сказать, Канада купила у Англии подводный "сэконд-хэнд" не сразу. Канадских военных долго попинывали в тамошней прессе за решение купить "подержанные" подлодки. Однако... экономия была налицо. В результате Канада взяла четыре подводных корабля в аренду за 750 млн. канадских долларов на восемь лет. По истечении этого срока условием договора предусматривается возможность их выкупа за... один английский фунт стерлингов.
В общем, печальная история пожара на канадской "Чикутими" свидетельствует об одном: трагедии бывают не только в российском флоте. Похоже, военный флот держится на бардаке не только у нас. Кстати, пресловутая высокая аварийность на российском флоте — лишь иллюзия! На самом деле "реальная" аварийность на флотах стран НАТО почти в полтора раза выше — просто говорят о ней в "ихней" прессе в десять раз меньше.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.