В эти дни Германия отмечает заслуги небольшой горстки своих "диссидентов", которые бросили вызов фашизму. 60 лет назад несколько немецких офицеров предприняли попытку избавить мир от Гитлера. 20 июля 1944 года Гитлеру удалось спастись только потому, что один из его помощников вовремя отставил подальше чемодан с бомбой.
Саму попытку немецких офицеров решиться на такой шаг канцлер Герхард Шредер назвал выразительным ответом на вопрос, принадлежит ли Германия к европейскому сообществу.
Имя, которое сейчас наиболее часто произносят в Германии в связи с торжествами — граф Клаус Шенк фон Штауффенберг, полковник генштаба германской армии. Именно он стал ключевой фигурой июльского заговора, 60-летие которого отмечается в Германии. Военный аристократ Штауффенберг называл Гитлера "главным паразитом". Он считал, что группе заговорщиков будет под силу спасти армию от разгрома, а страну от позора.
По плану "Валькирия", разработанному Штауффенбергом в декабре 1943 года, после уничтожения Гитлера в Берлине должно было быть сформировано военное правительство, которое с помощью вермахта могло нейтрализовать СС, гестапо, СД и другие столпы нацистского режима.
Звание полковника Штауффенберг получил в июне 1944 года, а новая должность начальника штаба Резервной армии открывала ему двери на совещания в ставке фюрера. В эти двери Штауфффенберг пронес портфель с бомбой. Поставив портфель под стол, Штауффенберг удалился под благовидным предлогом. Он был настолько уверен, что Гитлер мертв, что, прилетев в Берлин, потребовал от командующего Резервной армией Фромма привести в действие план "Валькирия". Но Гитлер был только слегка ранен, и Фромм сдал своего начальника штаба. Штауффенберга и других заговорщиков расстреляли во дворе военного министерства в день покушения.
Во время торжественных мероприятий канцлер Герхард Шредер вспоминал не только немецких офицеров-заговорщиков, но и профсоюзных деятелей, политиков, служителей церкви, которые находились в оппозиции фашистскому режиму. Многие из них заплатили своей жизнью за сопротивление нацизму. "Только сегодня, спустя 60 лет, мы можем сделать это европейское наследие сопротивления реальностью", — сказал Шредер.
Но 60-летнему канцлеру, первому немецкому лидеру, у которого нет личных воспоминаний о той войне, пришлось признать, что сопротивление не нашло широкой поддержки у немецкого народа. Против Гитлера и нацистов сражалась горстка отважных, когда большинство приветствовало фашистский режим, а другие старались не вмешиваться ни во что. В августе Шредер посетит Варшаву, где также будет отмечаться 60-летие восстания польского сопротивления — тоже неудавшегося.
После второй мировой войны многие немцы считали офицеров, готовивших покушение на Гитлера, предателями. До сих пор некоторые немецкие историки спорят о мотивах июльского покушения и считают, что военные заговорщики не очень-то жаловали демократию, и сами сначала поддерживали Гитлера. Сейчас, правда, все больше немцев положительно высказываются о тех, кто в июле 1944-го бросил вызов Гитлеру. Несколько улиц в городах Германии названы именем Штауффенберга, раньше о подобном не могло быть и речи.
Тем не менее, борьба за историю продолжается и по сей день. Президент Германии Хорст Колер возложил венок к мемориальной доске на здании министерства обороны в память об офицерах, покушавшихся на Гитлера. Но в ночь перед этим вандалы намалевали неонацистские лозунги на мемориале Штауффенберга в Геттингене.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.