Украина не считает ни одно государство своим военным противником. Об этом говорится в утвержденном президентом Леонидом Кучмой важном документе — новой Военной доктрине страны. Именно она теперь должна стать основой для подготовки и принятия военно-политических и военно-стратегических решений. В связи с этим подчеркивается, что доктрина носит оборонительный характер. Украина ни на кого не намерена нападать и, как было отмечено, не считает, что кто-то намерен напасть на нее. Впрочем, хотя явных военных противников нет, есть потенциальные — ими, согласно доктрине, следует считать "государство или группу государств, последовательная недружественная политика которых угрожает военной безопасности Украины".
Военная опасность может быть не только внешней, но и внутренней. Вообще, это — "совокупность политических, социально-экономических, военных и других внешних и внутренних факторов, которые при определенных обстоятельствах и условиях могут привести к военному конфликту, который угрожает национальным интересам Украины". Устранение таких внешних и внутренних угроз и есть, в соответствии с доктриной, путь к обьеспечению национальной безопасности. Причем внутренним врагом составители документа считают экстремистские, радикальные религиозные, террористические организации (опасностью являются и попытки их создания), а также нерадивых чиновников, по вине которых может возникнуть "опасное снижение уровня обеспеченности современной военной техникой украинской армии, медленные реформы Вооруженных сил Украины, неудовлетворительное социальное обеспечение действующих и уволенных в запас военнослужащих и накопление устаревшей военной техники и боеприпасов".
Что до "террористических групп", то борьба с ними носит на Украине ярко выраженный спекулятивно-политический характер — стоит вспомнить "заговор грибников", которые якобы планировали свержение конституционного строя и собирались будто бы взорвать ЧАЭС (об этом подробно рассказывала "ПРАВДА.Ру"). С бюрократией бороться сложнее, чем с отставниками. По мнению многих экспертов, все перечисленные бедствия (отсутствие современной техники, медленное реформирование и т.п.) давно налицо. Плачевное состояние, в котором украинская армия пребывает отнюдь не повине "экстремистов" и "террористов", не является секретом и для населения. Так, еще в январе 2002 года в ходе опроса киевлян Центром экономических и политических исследований имени Разумкова, выяснилось, что 59% респондентов не были уверены в способности Вооруженных Сил Украины защитить суверенитет государства. При этом 70% опрошенных главной причиной такого положения вещей назвали недостаточное финансирование. Вряд ли после ряда событий (например, взрыва складов боеприпасов под Мелитополем, взлетевших на воздух, по официальной версии, из-за окурка )вера в боеспособность украинской армии сильно возросла.
Стоит отметить, что в прежней, принятой парламентом в 1993 году Военной доктрине не было положений о "внутренних врагах", равно как и не предусматривалось стремление непременно обезопасить себя путем вступления в тот или иной военный блок. Сообщается, что старая доктрина тоже остается в действии наряду с новой, а существующие противоречия в этих документах будут устранены.
Внешними потенциальными угрозами для Украины, по новой доктрине, являются распространение ОМП и средств его доставки, военно-политическая нестабильность в соседних странах наряду с наращиванием ими группировок войск у границ с Украиной и незавершенность договорно-правового оформления государственной границы.
При этом новая доктрина полагает вступление Украины в НАТО и в ЕС одним из основных условий достижения военной безопасности и определяет важнейшими приоритетами внешней и внутренней политики "активизацию евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО как основу общеевропейской системы безопасности и связанное с этим глубокое реформирование оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами".
Кроме ЕС и НАТО, основными составляющими военной безопасности Украины (в мирное время) являются "прогнозирование и оценка угроз, ускорение реформирования Вооруженных сил с целью повышения их эффективности наряду с их переходом на контрактную основу и модернизацией военной техники", а также и "соблюдение законодательства и выполнение международных договоров в отношении временного размещения Черноморского флота России на территории Украины".
Доктриной, помимо прочего, предусматривается введение "системы демократического контроля над военной организацией государства и правоохранительными органами".
Пока что трудно сказать, насколько утверждение новой Военной доктрины способно повлиять на реальную боеспособность ВСУ. Ее выполнение или невыполнение будет зависеть от многих факторов, в том числе и от труднопредсказуемых политических раскладов. Не далее как в среду пресс-служба МО Украины выступила с комментарием , в котором "определенные депутатские группы и фракции" Верховной Рады обвиняются в "торможении военной реформы". Дело в том, что парламент не смог принять закон "О внесении изменений в Закон Украины "О численности Вооруженных Сил Украины на 2000-2005 годы". Если бы закон был принят, то призыв на срочную службу уменьшился бы на 14 тысяч человек, на 3,5 тыс. человек сокращен был бы набор в военные ВУЗы, выпускников которых "уже сегодня нет возможности разместить на офицерских должностях в войсках". Один только этот штрих позволяет судить о сложностях, с которыми придется столкнуться при реализации положений новой Военной доктрины Украины.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.