Затяжной бензиновый кризис побудил украинское правительство прибегнуть к крутым мерам: 28 мая Кабмин утвердил постановление "О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета министров Украины от 25 декабря 1996 года №1548", которым , по сути, вводится госрегулирование цен на бензин и дизтопливо. В соответствии с этим документом, областные госадминистрации, Совет министров Крыма, Киевская и Севастопольская городские администрации по согласованию с Министерством топлива и энергетики и Министерством экономики могут теперь устанавливать граничные уровни розничных цен на АЗС.
Минтопэнерго по согласованию с Минэкономики уполномочено устанавливать граничные уровни оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензин, которые реализуются на украинском внутреннем рынке. Также для снижения цен на нефтепродукты Кабмин решил до 1 сентября приостановить проведение аукционов по продаже нефти, добываемой на Украине.
На прошлой неделе правительство с целью стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке договорилось с нефтетрейдерами о прекращении экспорта светлых нефтепродуктов на неделю. Теперь объявлено, что срок ограничения на экспорт нефтепродуктов решено продлить — до достижения этой самой стабилизации. Ранее премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что "меры, предпринимаемые Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции и Министерством топлива и энергетики Украины на рынке нефтепродуктов в последнее время, были несвоевременными и неспрогнозированными".
Правительство обещает, что на посевную аграрии смогут запастись горючим по старым ценам (на встрече с руководителями компаний ТНК, Лукойл и "Укртатнафта" премьр-министр заявил, что цены на дизтопливо для сельскохозяйственных нужд не должны превышать 1 гривны 70 коп. за литр). Да и вообще, минует-де ажиотаж.
Но, например, лидер блока "Наша Украина" Виктор Ющенко полагает, что снизить цены на горючее на Украине невозможно, потому что "на рынке нефтепродуктов еще не подготовлены альтернативные предложения". Среди причин, которые привели к возникновению топливного кризиса, В.Ющенко назвал практически полное отсутствие торговой политики в отношении экспорта нефтепродуктов, колоссальное ослабление внутреннего предложения и ненаполнение нефтепровода Одесса-Броды, который, по его словам, "мог бы давать 2,5 млн. тонн предложения сырой нефти для внутреннего использования", сообщает "Эксперт-центр".
Левые считают, что с причинами все проще. "Нынешний "взлет" цен на нефтепродукты и, в частности на бензин, не случаен и ставит целью лавинообразное повышение цен на все промышленные товары, продукты питания, услуги, — комментирует ситуацию для ForUm'a лидер КПУ Петр Симоненко. — Кто пострадает, а кто еще больше набьет свою мошну в результате такого преступного сговора олигархов? В выигрыше будет только горстка финансово-промышленных и торговых воротил-монополистов. В проигрыше — окажется большинство наших граждан, зарабатывающих на жизнь честным трудом".
Тем временем поползли вверх цены на рынках и в магазинах, в некоторых городах подорожал проезд в транспорте. "Бензиновый кризис" грозит перерасти в кризис социальный.
Учитывая это, в среду Ассоциация городов Украины приняла решение потребовать от президента Л.Кучмы, от Верховной Рады и Кабмина незамедлительно рассмотреть вопрос об установлении моратория на повышение цен на нефтепродукты, газ и электроэнергию, поскольку сложившаяся ситуация "может привести к необратимым процессам развала жилищно-коммунальной сферы, транспортного и другого социального обслуживания населения".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.