На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ "О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена". Указ направлен главным образом на обеспечение надежной защиты российского сегмента международной сети Интернет, в первую очередь — сетевых ресурсов государственных органов, от внешних угроз несанкционированного воздействия. Речь идет, в первую очередь, о предотвращении возможных попыток компьютерного "взлома" и получения контроля над сетевыми ресурсами органов власти России с террористическим умыслом.
Реализация Указа также повысит устойчивость Интернет-ресурсов органов власти России к воздействию активно распространяющихся сетевых компьютерных вирусов, способных нанести серьезный урон тем сферам государственной деятельности и экономики, где активно применяются компьютерные технологии. Предусмотренные Указом меры направлены также на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения. В целом Указ имеет целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития и модернизации государственных сетевых ресурсов российского сегмента сети Интернет.
Чем конкретно указ обеспечит "дальнейшее устойчивое развитие" Интернета, из заключения неясно. Неясно, впрочем, это и из текста указа. Первый его пункт призывает "субъекты международного информационного обмена" не включать свои компьютеры в систему Интернет, если они содержат сведения, относимые к гостайне, или просто служебную информацию. Сами же компьютеры, которые имеют выход "во внешний мир", требуется ставить "вне помещений, предназначенных для ведения закрытых переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющую гостайну". Федеральным органам власти предписывается также "вывешивать" информацию в Итернет только через ресурсы Службы связи при Федеральной службе охраны (бывшая ФАПСИ).
Бороться с утечками служебной информации начали еще несколько лет назад. Из-за чего в Кремле, например, компьютеры, подключенные к Интернету, стоят теперь, как правило, не на столе у пользователя, а в соседней комнате, откуда периодически раздается похрюкивание и повизгивание Всемирной паутины. В ряде ведомств Интернета нет вовсе, для его установки требуется длительное согласование, а адреса электронной почты сотрудники дают личные. Бывает так, что ведомство вообще не имеет адреса официальной электронной почты. Пока грань между защитой информации от хакеров и шпионов и открытостью госаппарата обществу так и не найдена. Хотя уже есть закон об информации, который провозглашает прозрачность госслужбы, на практике нет механизмов, которые позволили бы им воспользоваться (программа "Электронная Россия" до сих пор не заработала).
Понятно, что термин "открытость власти" нравится многим, но информационная открытость властных структур не нужна ни самой власти, ни большинству населения, поскольку ни те, ни другие не понимают сути данного термина. Открытость власти состоит из трех частей: во-первых, когда есть информация о деятельности власти, во-вторых, когда существует механизм, который бы в автоматическом режиме обеспечивал общественность информацией, и, наконец, когда налажена система ответов власти на вопросы и запросы граждан. Все три условия в России сегодня находятся в зачаточном состоянии. К тому же неизвестно, например, как представить себе "государственную систему информирования" и кого информировать — всех сразу или СМИ? И что делать, если госструктуры не желают делиться важной информацией?
Как стало известно "Ведомостям", правительство Михаила Фрадкова хочет засекретить информацию о готовящихся решениях, запретив чиновникам даже обсуждать их с посторонними. Наблюдатели отмечают, что даже кабинет Евгения Примакова, знаменитый своей тягой к секретности, работал по менее "драконовским" правилам.
Что интересно, две недели назад премьер говорил прямо противоположные вещи. Михаил Фрадков предостерегает чиновников от попыток уйти от работы в режиме открытости. Выступая перед депутатами Госдумы, Фрадков заявил, что правительственныечиновники, которые не смогут работать в режиме открытости, должны подыскивать себе другое место работы. "Нынешнее правительство работает в открытом режиме, решая важные вопросы в диалоге с обществом и другими ветвями власти. Те из правительственных чиновников, кто не сможет вписаться в такую схему, могут подыскивать себе другое место работы", — подчеркнул Фрадков.
В распоряжении "Ведомостей" оказался подготовленный под руководством главы аппарата Белого дома Дмитрия Козака проект нового регламента правительства, который будет рассмотрен 3 июня. Там, как и в действующем регламенте, говорится, что все поступающие в правительство материалы и решения по ним "до их опубликования в установленном порядке относятся к материалам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения". Но по новому регламенту без решения правительства, премьера, вице-премьера или самого Козака нельзя распространять даже "сведения о рассматриваемых в правительстве вопросах". Источник в Белом доме объясняет запретительные нормы тем, что "вынесение на публику сырых или находящихся в дискуссионной стадии документов вызывает нездоровый ажиотаж". "Посмотрите, как описывали газеты вопросы перевода натуральных льгот инвалидам и ветеранам в денежные компенсации", — говорит он.
Действующий порядок никак не ограничивает "распространение сведений" о документах, не относящихся к гостайне. Более того, по постановлению правительства N 98 от 12 февраля 2003 г. внесенные в Белый дом документы обязательно должны публиковаться на сайтах разработчиков . Чиновников инициатива правительства возмутила. "Я когда прочел [документ], чуть со стула не упал — он запрещает комментировать фактически любые вопросы до официального опубликования информации или без разрешения премьера", — говорит сотрудник одного из федеральных министерств. По словам другого чиновника, "такой же режим секретности действовал при [премьере Евгении] Примакове". Более того, аппарат Примакова искал источники "утечек", распространяя один и тот же документ в разных редакциях. Но, как вспоминает министр юстиции в правительстве Примакова Павел Крашенинников, даже тогда "предполагалось, что по важным для общества вопросам дискуссия и обсуждение начинаются до утверждения решения".
Жесткость предлагаемых ограничений удивила даже чиновников Минэкономразвития, в прошлом году просивших засекретить информацию о грядущем изменении таможенных тарифов до выхода постановления. "Понятно, когда режим конфиденциальности вводится при обсуждении решений, способных трясти рынок. Но это, мягко говоря, странно, если речь идет о планах, затрагивающих широкие слои людей", — говорит сотрудник министерства. Его высокопоставленный коллега намерен добиться, чтобы в итоговой версии регламента запрещающих норм не осталось. Первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев напоминает, что в конце июня правительство должно рассмотреть законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов", который, напротив, делает открытыми все документы федеральных органов госвласти, не относящиеся к служебной тайне.
Идею внедрить режима секретности (читай неподконтрольности) чиновники позаимствовали у "партии власти". Напомню, думская фракция "Единая Россия" еще в январе ввела внутрипартийную цензуру. На совещании ее лидеров 16 января спикер Госдумы Борис Грызлов дал указание о том, что комментарии и интервью могут давать только депутаты из списка, утвержденного Грызловым и его первым заместителем, председателем ЦИК партии Юрием Волковым.
Позже Грызлов публично опроверг эту информацию. "Общение членов фракции с журналистами будет продолжаться", — приводит издание его слова. Отрицает существование внутрифракционной цензуры и Юрий Волков. "Эти слухи распространяются теми, кто старается создать впечатление, что в России нарушается свобода слова, хотя ничего подобного не происходит", — заявил он. "Партия "Единая Россия" всегда считала работу со СМИ одним из основных приоритетов в своей деятельности, — подчеркнул Волков. — Сейчас для членов партийной фракции нет ни одного ограничения для общения с журналистами".
Общаются с журналистами ньюсмейкеры, проверенные четырьмя годами работы в Госдуме третьего созыва, — председатель комитета по регламенту Олег Ковалев, председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский, Владислав Резник, возглавивший банковский комитет. "Скорее всего именно им и еще десятку опытных депутатов, умеющих не сказать лишнего, и будет поручено ответственное дело — говорить от имени фракции. Остальным тремстам "медведям" останется только молчать", — пишет "ГАЗЕТА".
"Я бы предпочел жить без правительства, чем без газет"
Это цитата принадлежит президенту США Томасу Джефферсону, автору Декларации независимости. Этим принципом американцы руководствуются до сих пор. В 1976 году получение общественностью информации о работе госорганов страны было регламентировано специальным актом — законом "О правительстве при свете дня". В соответствии с ним общественность имеет право "на получение самой полной в практическом смысле информации относительно процесса принятия решений" любого правительственного коллегиального органа, состоящего из двух и более членов. Если по какой-либо причине заседание такого органа прошло в закрытом режиме, то его материалы должны быть опубликованы в обязательном порядке. При этом каждое госучреждение США обязано ежегодно представлять в конгресс отчет о выполнении требований открытости, в котором должно быть указано количество закрытых заседаний и причины, по которым на них не было прессы.
В Великобритании с 2005 г. начнет полностью действовать закон о свободе информации, по которому гражданам должны предоставляться "любые документы", кроме "имеющих отношение к формулированию и определению политики правительства".
Планами же российского правительства эксперты возмущены. "При таком порядке некоторые будут располагать эксклюзивной информацией, а это всегда открывает простор для коррупции", — говорит Майлз. А замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что в попытке ограничить доступ к информации о решениях правительства "прослеживается та же логика, что и в неудачной административной реформе — сосредоточение функций в руках нескольких чиновников и дисциплинирование госаппарата".
Информационную закрытость правительства умело использовали в своих целях различные политики . Так, например, в начале прошлого года правительство обсуждало инвестпрограмму энергомонополиста РАО "ЕЭС". Она уже была утверждена, но из-за вступления в силу новых положений Налогового кодекса энергохолдингу не хватало для ее выполнения 4,4 млрд. рублей. После заседания правительства к прессе вышел глава РАО Анатолий Чубайс. Он заявил, что премьер "внятно дал команду устранить этот разрыв". Журналистыинформагентств бросились диктовать эту новость. Тем временем из зала заседания вышел замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. Он был немало удивлен словами Чубайса. По его словам, премьер лишь поручил профильным министерствам определить, действительно ли существует такой разрыв и каков его объем.
Но самый яркий скандал, вызванный засекречиванием заседаний правительства, разразился в марте 2003 года, когда правительство обсуждало один из этапов налоговой реформы. Премьер Михаил Касьянов обвинил главу Минфина Алексея Кудрина в том, что его ведомство не справилось с подготовкой плана реформы, из-за чего были поставлены под угрозу ее сроки. Дабы доказать обратное, Кудрин заявил, что Минфин подготовил снижение НДС на 2% уже с 2004 года. Но высокопоставленный источник в правительстве, обрисовывая журналистам ход заседания, опроверг эти слова. Он заявил, что в материалах Минфина, подготовленных к заседанию, об этом и речи не шло. Возмущенный подобным подозрением Кудрин предложил приглашать прессу на заседания правительства или как минимум публиковать его стенограммы. "Газетам приходится пользоваться неполными, а иногда некорректными версиями анонимных источников", — посетовал он.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.