В Армении вот уже неделю проходят многолюдные митинги сторонников оппозиции. Требование у оппозиционеров одно — глава республики Роберт Кочарян должен уйти в отставку, поскольку прошлогодние выборы президента проводились с многочисленными нарушениями законодательства и потому не могут считаться легитимными.
Очевидно, что на нынешние события в Армении во многом повлияла грузинская "революция роз", в результате которой прежний президент Эдуард Шеварднадзе вынужден был уйти в отставку. Похожи даже причины, по которым оппозиция в обеих странах потребовала отставки главы государства — подтасовки в ходе выборов. Только в Грузии — парламентских, а в Армении — президентских.
Оппозиция начала действовать после того, как Конституционный суд страны отклонил иск о признании недействительными результаты прошлогодних президентских выборов. Отклонив иск, КС предложил провести в течение года референдум по вотуму доверия президенту и внести ряд изменений в избирательный кодекс республики. Однако позже председатель КС Гагик Арутюнян заявил, что предложение Конституционного суда о проведении референдума потеряло свою актуальность по форме и содержанию.
Попытки оппозиционеров — блока "Справедливость" и партии "Национальное единство" - поставить вопрос о внесении изменений в закон "О референдуме" в парламенте страны провалились. В результате фракции этих политических движений с 3 февраля бойкотируют заседания парламента.
Президент Армении Роберт Кочарян считает, что активность оппозиции спровоцирована событиями в соседней Грузии. Однако он сохраняет спокойствие, по крайней мере, внешне: "Смена власти в Грузии возбудила у нашей оппозиции воодушевление и надежды. Логика простая — если им удалось, то почему бы не попробовать и нам?" Но "Армения и Грузия — страны с различной прочностью власти", заявил в минувший четверг армянский президент, выступая по национальному телевидению. Следует полагать, что Кочарян ни на йоту не сомневается в своей способности удержать власть.
Пока для этой уверенности у армянского президента есть основания. Главу государства поддерживают три партии — Республиканская, "Оринац Еркир" и "Дашнакцутюн", образующие правящую коалицию.
За время пребывания у власти с 1998 года Роберт Кочарян не раз продемонстрировал, что способен удержаться у власти в любых условиях. Сказывается закалка руководителя непризнанной Нагорно-Карабахской республики, президентом которой Кочарян был в 90-х годах прошлого столетия.
Он смог удержать власть после нашумевшего убийства осенью 1999 года в стенах парламента премьер-министра Вазгена Саркисяна и спикера парламента Карена Демирчяна (его сын — Степан — является сейчас одним из лидеров оппозиции), хотя оппоненты Кочаряна утверждали, что за покушением на высших руководителей страны стоят некие "люди президента". Кочарян вышел победителем и из длительного противостояния с группировкой военных, попытавшихся играть активную роль в политической жизни страны.
Впрочем, его бывший коллега на севере — Эдуард Шеварднадзе — был не менее (а то и более) искушенным политиком. Но в случае с Шеварднадзе большую роль сыграл так называемый "внешний фактор" в лице США. Стоит ли говорить о том, что Вашингтон может вмешаться в нынешние события в Армении?
Как известно, в Соединенных Штатах существует достаточно многочисленная и влиятельная армянская община, которая не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим на родине. Вашингтон еще до конца не вовлек в орбиту своего влияния Армению, в отличие от двух других закавказских республик. В этом смысле, армянская диаспора в США является удобным инструментом влияния на события в стране.
Хотя, с другой стороны, нужно ли Вашингтону в нынешних условиях форсировать развитие событий? Роберт Кочарян за все время своего пребывания у власти ни разу не дал повода подозревать себя в антизападных настроениях (равно как и антироссийских). Можно, конечно, попытаться поддержать стремление к власти еще более прозападного политика, чтобы вывести Армению из сферы российского влияния. Но если это и делать, то только, так сказать, "из любви к искусству", ибо лидеры оппозиции — Арташес Гегамян и Степан Демирчян — настроены скорее пророссийски. Хотя они, безусловно, в нынешних условиях заинтересованы в поддержке Запада, но только в данной конкретной ситуации. А потом?
Вместе с тем, касаясь "внешнего фактора", уместно привести слова главы Армянской социологической ассоциации, директор национального Института философии права Геворк Погосян, которого цитирует "Независимая газета": "В таких маленьких странах, как Армения, смена власти никогда не происходит только за счет внутренних сил, даже если мы говорим о законных конституционных выборах". Так что вопрос о степени заинтересованности других государств в армянских событиях остается открытым.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.