Услышав о благополучно завершившемся прыжке с Ниагарского водопада некоего Кирка Джонса, я искренне за него порадовался. Во-первых, человек явно развлекся, не получив при этом ни единой царапины. А главное — достиг заветной цели и теперь, практически даром, за какие-то 10000 долларов штрафа, попадет на страницы "Книги рекордов Гиннеса". Впервые вот так просто, безо всяких там бочек, обложенных подушками, спасательных жилетов и пр., в чем был, в том и сиганул, да еще с улыбкой на устах.
Так мало того, сам выплыл на камешки у подножия и даже замерзнуть не успел, как подоспели отважные спасатели, которых он, кстати, не забыл обнять и расцеловать. Жаль только, что видеопленку, записанную приятелем брата, поспешила изъять, приобщив к делу, канадская полиция. Вот у кого появилась головная боль от этого подвига, ибо создан! весьма заразительный прецедент. А ну, как все ринуться повторять и совершенствовать, книга-то Гиннеса — толстая. Интересно, есть ли еще в мире издание, которое спровоцировало бы такое количество откровенно дурацких рекордов, заставляющих человечество попусту растрачивать силы? Серьезные рекорды в расчет не берем. Ниагарский водопад — замечательный природный полигон для всяческих трюков, включая самоубийственные. Берега Ниагары помнят как по проволоке, натянутой меж ними в 1859 году прошагал эквилибрист Жан-Франсуа Гравеле по прозвищу Блондин. Любопытно, что на дорогу туда ему понадобилось 15 минут, обратно всего 7. Вот что значит навык! Впоследствии этот трюк повторяли на велосипедах, с завяз_ e0нными глазами и тележками. Но помнят только первых...
А ведь какое чудное затишье воцарилось после того, как 1 октября 1995 г. Роберт Оверакер нырнул с водопада в самодельной лодке. Его ракетный парашют не раскрылся, и он числился последней жертвой тяги к водопадным трюкам. Его несчастным предшественником стал Джесси Шарп на каяке. Он был так уверен в успехе своего предприятия, назначенного на 5 июня 1990 г., что ринулся в пучину без шлема и спасательного жилета, не забыв заказать ночной ресторан. Его тело так и не было найдено. Ред Хилл в августе 1951 г. собрался покорять стихию на сложной конструкции из 13 вложенных одна в другую труб, проложенных сетью и скрепленных полотном, носившей странное имя "Штуковина". Прискорбно, но тысячи зрителей стали свидетелями того, как сия "штуковина" угробила своего создателя. Чудом не остался в живых Джордж Статакис, нырнувший известным маршрутом в деревянной бочке 4 июля 1930 г. Его тело, увы, бездыханное, обнаружили 13 часов спустя за водяной завесой. Зато выжила маленькая черепашка, которую он прихватил с собой "на счастье". Наверняка старину Джонса вдохновлял пример человека, впервые покорившего Ниагару на аналогичном "снаряде" - скромной учительницы из штата Мичиган — Энн Эдисон Тейлор 63 лет от роду. Разумеется, перед историческим полетом, состоявшимся 24 октября 1901 года, дама сказала репортерам, что ей всего 43, но это лишь добавило ей славы, когда те разнюхали правду. Слава, однако, не помешала героине умереть в полной нищете. Когда отважная женщина выбралась из бочки, ее первыми словами стали: "Не советую кому-либо повторять это". Но спустя всего десять лет англичанин Бобби Лич повторил ее достижение, правда уже на новом технологическом уровне, в стальной бочке. Какие-то полгода, проведенные на больничной койке, позволили ему окончательно придти в себя и залечить полученные увечья.
Возвращение к испытанным методам не всегда приносит успех. На дворе стоял июль 1920 г., а цирюльник Чарльз Стивенс с присущим британцам консерватизмом решил попытать счастья в старом добром деревянном бочонке. Все что удалось найти впоследствии — это его татуированная правая рука. По ней, собственно, и догадались о результатах спуска. Отражая ход прогресса, Жан Люсье создал 6-футовый шар, состоявший из наполненных кислородом резиновых трубок. Едва вынырнув после покорения стихии июльским днем 1928 г., герой порезал свой аппарат на мелкие кусочки, а затем их выгодно распродал по 50 центов за штуку, став первым человеком, получившим от покорения Ниагары не только травмы, но и материальную выгоду. Зато Натан Бойя стал первым, кого оштрафовали за прыжок с водопада в резиновом шаре на целых сто долларов. Не такая уж крупная сумма для 1961 года, но лично я с наказанием согласен, нечего повторяться! 22-летнего Бармена из Род-Айленда Стива Троттера история запомнила как самого молодого из переживших спуск с "подковы", совершенный в 1985 г. Если не считать, конечно, семилетнего Роджера Вудварда, сделавшего это не по своей воле в 1960-м. К тому же отрок выпал из опрокинувшейся ла eдки в спасательном жилете... Повзрослев на десять лет, Троттер хорошенько поразмыслил и успешно повторил спуск уже в компании с Лори Мартином, обозначив первое групповое достижение. Однако первым человеком, уцелевшим после двух прыжков с Ниагарского водопада (в 1983 и 1993 гг.) остается канадский механик Дэйв Мандэй. Еще более печальный оттенок статистике добавляет ежегодный список, как минимум двух десятков самоубийц, работающих отнюдь не на публику. Из тех же, кто не собирался сводить счеты с жизнью и оставаться безвестным Кирк Джонс, стал пятнадцатым, считая от героической Энни Тейлор...Впрочем, некоторые, к примеру, канадские спасатели и упомянутый выше Вудвард, считают подобный героизм проявлением глупости. Надеюсь, что по окончании судебного процесса Джонсу все-таки вернут изъятую пленку, надо же как-то покрывать издержки судьбы. А пока что Реймонд — отец героя,выписанного из больницы после уточнения степени его вменяемости, согласился заплатить за него штраф. Ведь именно он лишив его заработка, ликвидировав семейный бизнес — небольшую инструментальную мастерскую. Джонс-старший с иронией воспринимает славу собственного сына: "Похоже, он сделал это просто от скуки. Детине 40 лет, за плечами высшее образование, а занимается черт знает чем". Кстати, своего сына Реймонд однажды уже спасал. Пятилетний Кирк, захлебнувшись, лежал на дне озера Брайтон, но папаша вытащил его на берег и несколькими шлепками вернул к жизни.
Вот уж поистине, кому суждено быть повешенным, не утонет!
Мои впечатления от Ниагарского водопада, довольно противоречивы. Поначалу показалось, что это всего лишь прекрасно раскрученный туристический объект, куда слетаются, во-первых, молодожены, и просто толпы туристов, в том числе из расположенного неподалеку (110 км) Торонто. Первое посещение было зимой, а значит, водопад не мог предстать во всей красе, хотя почти не был скован льдом. Разве что американская часть, отделенная от известной "подковы", расположенной на канадской стороне, островом Козлиный, принадлежащим США. Полностью водопад замерзал лишь однажды в 1888 году, когда, по словам очевидцев, скакавших по застывшему исполину верхом на лошадях, больше всего поражала тишина, воцарившаяся над вечно ревущим потоком. А чуть раньше в 1848-м местные жители целых полчаса наслаждались тишиной. Глыбы льда из озера Эри запрудили реку и попросту лишили водопад его сути — воды. Исполин собрался с силами и освободился от оков, что оказалось сродни извержению вулкана...
- Подумаешь 57 метров, — рассуждал я, — вот Игуасу это да, целых 80! И тут же осекся. — При чем тут Игуасу?
Зрелище было поистине величественным, невзирая на холод, ветер и спешку. Когда я попал туда второй раз, была уже весна, а рядом находилась любимая женщина. Обедая на башне "Скайлон-тауэр", возвышающейся, аккурат, над "подковой", мы сошлись во мнении, что возможно паломничество сюда молодоженов и проявление конформизма, но мы скорее склонны eго разделить, нежели критиковать. Берега утопали в зелени, а над ревущим потоком, слегка изменяя положение, висела многоцветная радуга. Внизу, лавируя меж обрывистых берегов, в кипящих и бурлящих струях сновали маленькие пароходики "Maid of the Mist" (что-то типа "хозяйки туманных брызг"). Оказавшись на борту, мы поняли, почему при посадке нас поголовно облачали в пластиковые дождевики. По мере приближения к водопаду резко усиливались ветер и болтанка. Пассажиры едва удерживались на ногах, тщетно пытаясь укрыться от ураганных порывов и всепроникающей мороси. Я с удовольствием вспомнил месяцы, проведенные на мостике дизелюхи, тем более, что местное удовольствие длилось какие-то мгновения. Веселые и мокрые мы высадились на берег, но прежде чем отправиться дальше мне взбрело в голову прогуляться по мосту имени Радуги — Rainbow bridge, соединяющему Канаду с Соединенными Штатами.
По его середине собственно и проходит государственная граница. В центре висит флаг ООН, окруженный национальными флагами сопредельных стран. Чтобы попасть на мост достаточно пройти в будку через дверь с надписью "в США", бросить 50-ти центовую монету в автомат и, повернув турникет, проследовать в нужном направлении. На всякий случай я поинтересовался у канадского пограничника, пустит ли он нас обратно? Взглянув на разовые визы в советских паспортах, он покачал головой и заявил:
- О'кей, только далеко в Штаты не заходите. Я здесь еще минут двадцать посижу.
- Да кто ж нас туда пустит?
Мы устремились на середину моста, где группка молодых девиц сосредоточенно плевалась в сторонувоображаемой границы. На наш недоуменный вопрос они изрекли:
- Достали эти янки. Считают нас отморозками из своего северного штата. А сами кто? На днях подъезжает машина с лыжами на багажнике: "Где тут у вас снег?
- Какой снег, апрель на дворе!
- Но это же Канада!
- Тогда валяйте на Север, может быть, через тысячу миль и найдете..."
Из вежливости, а может для поддержки компании, мы плюнули разок, и перешли границу. Так мы оказались в штате Нью-Йорк. Любопытство толкало продолжить "турне". На посту иммиграционной службы нас встретили два негра, пардон, афроамериканца и один служащий посветлее. Дежурно улыбнувшись, последний поздравил нас с прибытием в Соединенные Штаты и поинтересовался целью визита.
- Руки бы помыть, — с максимально серьезной миной выдавил я.
- Если это единственная цель — возвращайтесь к себе в Канаду и можете из туалета не выходить, — с видом оскорбленного достоинства произнес чиновник.
- Пошли Анюта, вот оно хваленое гостеприимство, — храня тональность, изрек я, и мы, едва сдерживая смех, выбежали на свежий воздух.
- Гудбай, Америка!
На канадском посту нас ожидал сюрприз в лице совершенно незнакомого пограничника.
- Не могу я вас пустить в Канаду. Вы уже использовали разовую визу.
- Знаете что, — сурово произнес я, — мы сейчас разобъем... на мосту палатку, будете нам еще бутерброды таскать?
- Бог с вами, ступайте, я вас не видел, — видимо осознав жуткую перспективу, милостиво произнес канадец.
С трудом отыскав свою машину среди бесконечных рядов нарушителей правил парковки, мы помчались вверх по Ниагаре, которая чем-то схожа с Невой. Вот только по берегам здесь в основном виноградные плантации потомков германских переселенцев, производящих отменное вино. Многие! города в провинции Онтарио, носившие немецкие названия, были переименованы с началом Первой Мировой, из патриотических соображений. Но если Петербург у нас стал Петроградом, то канадский Берлин превратился в Китченер. Вскоре показались городок, а затем и форт, носящие имя озера Эри, из которого Ниагара собственно и вытекает. На противоположном берегу маячат небоскребы американского Буффало. Туда ведет один из трех мостов, переброшенных через Ниагару и, если вовремя не свернуть, можно уткнуться в американскую границу, как это произошло с нами. С трудом вырулив на обратный курс и объяснившись с озадаченной маневрами канадской таможней, наконец-то подъехали к воротам форта Эри. В 1812 году он был атакован американцами, решивших сыграть на занятости британцев борьбой с Наполеоном. Война длилась два года, и завершилась возвращением к предвоенному статус-кво. Но в промежутках были и захват британцами Вашингтона, и сожженные на всякий случай Капитолий с Белым Домом. Но для начала англичане спалили Буффало... Однако больше всего мне понравилось русское крепостное орудие с двуглавым орлом, судя по крыльям, времен Александра I. Повеяло родным, мы обняли ее за жерло и... с тревогой взглянули на небо. Надвигался снежный заряд. И разверзлись хляби небесные. Видимость сократилась до 20 метров, мгновенно навалило сугробы. Все-таки это Канада. Вспомнились американцы с лыжами. Вот бы накатались вдоволь... Возвращение в Торонто затянулось на долгие три часа. Назавтра телевидение сообщило об одновременном столкновении 54 машин на хайвее королевы Виктории, соединяющем Торонто с Ниагара-Фоллз. Мы там чудом не оказались, вовремя свернув на проселок и лидируя группу поверивших в нашу звезду попутчиков... Все-таки тягу обитателей Нового света к рекордам и сувенирам можно объяснить только молодостью их культур (бедные индейцы с их канувшими в лету цивилизациями, увы, не в счет). С другой стороны бережное отношение к малозначимым, в нашем понимании, фактам, превращение встреч однокашников и коллег в грандиозные фестивали, издания разнообразных справочников местечковых достижений, к примеру, заслуживают определенного уважения.
Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, Военно-Морская академия, специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.